Пищепром Украины и мира: Германия переживает бум вегетарианской пищи

30 мая 2015 г.

Германия переживает бум вегетарианской пищи

В Германии все больше вегетарианцев, особенно среди тех, кто моложе 40. Но резкий рост спроса на мясозаменители обеспечивают не только они. Супермаркеты подстраиваются под этот тренд.

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Что такое традиционная немецкая кухня? Всевозможные колбаски! В Германии их обожают, особенно в грильный сезон, начинающийся с первыми же теплыми лучами весеннего солнца. Однако сегодня на полках здешних супермаркетов все чаще встречаются “нетрадиционные” сосиски. По форме они привычные, но вот содержимое у них принципиально иное. Растительное. Целевая группа – свыше 10% населения.

В Германии – бум вегетарианской пищи. Выручка в таких наиболее показательных товарных группах, как мясозаменители и растительные намазки для бутербродов, за минувшие 5 лет почти удвоилась, отмечает институт маркетинговых исследований GfK: со 123 млн. евро в 2010 г. до 213 млн. в 2014 г.

В первом квартале 2015 г. тренд еще больше усилился: оборот вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года на 27% – с 54 млн. евро до 68 млн. евро. Общегерманское объединение VEBU (Vegetarierbund Deutschland) утверждает, что в стране сейчас около 7 млн. вегетарианцев и примерно 1,2 млн. веганов, еще более строгих в отрицании пищи животного происхождения. В таком случае получается, что от мяса полностью отказалось уже свыше 10% жителей Германии (численность населения – 81 млн. человек).

Эксперты GfK считают такой процент сильно завышенным. В то же время они указывают на все более многочисленную группу так называемых “частичных вегетарианцев”, не прекративших есть мясо, но сознательно ограничивающих его потребление. Это около 12% населения, утверждается в проведенном в 2013 г. совместном исследовании университетов Хоэнхайма и Геттингена.

В 2014 г. мясозаменители и растительные намазки, согласно GfK, покупали в Германии 11,2 млн. человек. Ради собственного здоровья, блага животных и защиты климата. При этом наиболее быстрыми темпами и по выручке, и по числу покупателей рос именно сегмент мясозаменителей, хотя они, казалось бы, куда более непривычны для потребителей, чем намазки. “Такой рост не могут обеспечить одни лишь веганы, регулярно приобретающие соевые продукты”, – считают эксперты GfK.

В аналитическом обзоре под названием “Зеленый свет для “вегги” они приходят к выводу, что вегетарианская пища перестала быть нишевым продуктом и в сегодняшней Германии востребована уже широкими слоями населения. “В том числе и теми, кто никаких принципиальных возражений против мяса не имеют”. Целенаправленно ограничивая его потребление, люди думают не только о собственном здоровье и благе животных, но и о защите климата, полагают эксперты GfK, поскольку массовое животноводство тоже способствует парниковому эффекту.

Движущей силой вегетарианского бума являются молодые поколения немцев до 39 лет включительно. Они обеспечили в прошлом году 34% выручки от продажи мясозаменителей и растительных намазок, пишут эксперты GfK. Социолог Карин Тишер (Karin Tischer) набрасывает следующий портрет среднестатистического немецкого вегана: ему от 30 до 40 лет, он женского пола и обладает обширными социальными связями, т. е. вовсе не является аутсайдером.

Необычайный рост спроса со стороны молодежи. На возрастную группу 40-49 лет пришлось в прошлом году 23% выручки, на тех, кому от 50 до 59 лет, – 18%. Доля покупателей свыше 60 лет составляет 25%. Раньше различия между этими возрастными группами были не столь велики, констатируют эксперты GfK.

Произошедшие сдвиги связаны, по их мнению, не столько с тем, что старшие поколения стали меньше тратить на вегетарианские продукты питания, сколько с “необычайным” увеличением расходов молодых покупателей в ситуации, когда их доля в общей структуре населения из-за старения общества сокращается.

Очевидные сдвиги происходят и в структуре сбыта. Доля специализированных вегетарианских магазинов в общих объемах продаж неуклонно снижается: с 32% в 2010 г. до 28% в 2014 г. Аналогичная картина у дискаунтеров: снижение с 27% до 24%. А вот классические продовольственные супермаркеты, у которых цены выше, но и ассортимент намного шире, свои позиции на рынке мясозаменителей, наоборот, в последние годы неуклонно укрепляли: с 17% до 24%. Уже свыше 250 магазинов сети REWE “освободили целые стеллажи” для вегетарианских продуктов питания, указывается в исследовании GfK. По наблюдениям Карин Тишер, в настоящий момент в Германии особо быстро растет популярность всевозможных вегетарианских бургеров: “Тут нет предела креативности”. К новому тренду приспосабливаются даже производители сладостей. Их общегерманское объединение BDSI заявило в феврале 2015 г., что отрасль намерена в ближайшие годы расширить ассортимент продукции, выпускаемой без каких-либо ингредиентов животного происхождения, например, желатина.

Так что можно достаточно смело утверждать, что полный или частичный отказ от мяса – не мимолетная мода, а одна из магистральных тенденций на сегодняшнем немецком продовольственном рынке. Это подтверждают и данные мясной промышленности: если в начале 90-х годов в Германии ежегодно потребляли около 100 кг мяса (убойный вес) на душу населения, то к 2012 г. этот показатель снизился до 87 кг.

По идее, одновременно должно было бы расти потребление фруктов и овощей. Но вот именно этого как раз и не происходит. Наоборот, по данным GfK, спрос из поколения в поколение скорее сокращается, несмотря на относительно невысокие цены в немецких магазинах. В результате в 2014 г. на каждое домашнее хозяйство в Германии приходилось в среднем около 155 кг овощей и фруктов, что существенно меньше рекомендуемой нормы. Впрочем, это означает, что у растительной пищи в Германии – огромный потенциал. (dw.de/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru