Казахстан: ТОО Riks Ltd на рынке минеральной воды
Обновив производственную линию, новые владельцы завода по розливу минеральной воды “Асем-Ай” намерены серьезно нарастить присутствие брэнда на казахстанском рынке.
--“В 1949 г. геологи искали здесь “черное золото”. Но когда пробурили скважину, получили фонтан воды, а не нефти”, – эту историю слышат от экскурсовода, наверное, все отдыхающие в санаториях Сарыагаша. Каждой новой группе экскурсовод снова и снова рассказывает о том, как геологоразведочную партию в полном составе осудили за вредительство и реабилитировали только в 1960-е годы; о том, что ученые тем временем изучили образцы и обнаружили, что вода не простая, а полезная, минеральная. И в результате в 1956 г. неподалеку от пробуренной скважины был открыт первый санаторий. Обязательная часть экскурсии – посещение мавзолея святого Иса-аты, который еще три века назад предсказал: на этом месте многие смогут лечиться, а в земле скрыты огромные богатства, которые должны принадлежать народу.
Минеральная вода Сарыагаш принадлежит к слабоминерализованным, слабощелочным и гидрокарбонатнонатриевым минеральным водам, содержит в большом количестве органические, нафтеновые кислоты и такие микроэлементы, как калий, натрий, кальций, магний, железо, хлор, ванадий. Эта минеральная вода снимает воспалительные процессы в желудке, кишечнике и желчном пузыре, способствует рубцеванию язв желудка и кишечника, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние нервной системы, способствует восстановлению иммунитета, улучшает обмен веществ. Вот оно – то богатство, которое предрек Иса-ата.
Использовать это богатство по назначению мог далеко не каждый – во времена СССР в Сарыагаше работали всего два санатория. И в начале 1970-х здесь был пущен завод по розливу минеральной воды “Сарыагачская”. Из скважины №3 МД. В середине 1990-х лицензию на эту скважину получило ТОО “Асем-Ай” – основателем производственной компании стал казахстанский бизнесмен Мухтар Кочкаров. И хотя возможностей у населения отдохнуть на целебных водах становилось все больше – на данный момент в Сарыагаше два десятка санаториев и ежегодно прибавляется еще по паре (в год “на водах” лечатся до 70 тыс. человек), объемы производства минеральной воды росли – если в 2000 г. на заводе “Асем-Ай” разливали 10-15 млн. бутылок минеральной воды в год, то в 2008-2009 гг. – уже 30-40 млн. За это время на предприятии освоили технологию розлива минеральной воды без газа, пробурили вторую скважину для производства – вода в ней идентична воде скважины №3 МД и санатория “Сарыагаш”.
Бизнес стал привлекательным объектом для поглощения – в 2008 г. контрольный пакет акций компании был продан SigmaBleyzer, международному менеджеру прямых инвестиций (сделка осуществлена через фонд “SBV-V Казахстан”). Основатель американского SigmaBleyzer – бывший харьковчанин Майкл Блейзер, эмигрировавший в США в 1978 г., и большая часть инвестиций этого фонда – в Украине. Покупка завода “Асем-Ай” стала первой попыткой этого инвестора поработать в Казахстане. Компания “Асем-Ай” была переименована в Dream Technology KZ, заявлены ее амбициозные планы расширения рынка сбыта – в том числе экспорт в Россию и Украину, и строительства новых производственных мощностей.
Однако реализованы эти планы не были. Можно предположить, что свою роль сыграла совокупность факторов – и падение рынка в связи с кризисными явлениями в экономике, и рост конкуренции, и слабые маркетинг и продвижение. Добавил проблем Dream Technology KZ вопрос перерасчета налога на добычу полезных ископаемых. Долгое время для производителя минеральной воды он складывался из фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки, увеличенной на 20% (согласно п. 4 ст. 341 Налогового кодекса РК). Однако фискальные органы, ссылаясь на п. 2 той же статьи, настаивали на пересчете налога – исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта, то есть питьевой бутилированной воды. На заводе “Асем-Ай” тогда были приостановлены производство и добыча воды. “Завод не работал месяц, зарплату сотрудникам задерживали на четыре месяца”, – вспоминает Сабит Кудайбергенов, директор завода “Асем-Ай”, добавляя, что с приходом иностранного инвестора показатели компании пошли вниз.
В 2014 г. завод “Асем-Ай” у иностранцев выкупила казахстанская производственно-дистрибуторская компания Riks, специализирующаяся на выпуске напитков (в портфеле компании – более 30 наименований, в том числе такие популярные продукты, как Dizzy и Nexttea). Как и при продаже завода фонду прямых инвестиций, сумма сделки не озвучивается. Новые владельцы завода вложили в него более $7 млн., полностью обновив производственную линию по розливу минеральной воды.
Директор ТОО RiksLtd Вера Кравцова рассказывает: “Здесь за последние годы не было обновлений технологической и технической базы, завод потерял специалистов из-за задержек заработной платы. То есть целый ком проблем, которые мы, после того как приобрели компанию, стали решать шаг за шагом. Что касается новой линии, то в качестве и технологичности оборудования Krones мы убедились на собственном опыте. Это оборудование позволяет сохранить напиток в том первозданном виде, в котором мы получаем его из скважины – потому что скорость линии очень большая, и минеральная вода практически не подвергается кислородному воздействию и другим факторам, которые влияют на качество”. Новая линия пущена в марте 2015 г., ее мощность составляет 20 тыс. бутылок в час (мощность демонтированной линии составляла 7 тыс. бутылок в час).
Если проследить производственную цепочку минеральной воды “Асем-Ай”, то выглядит она следующим образом. Сначала воду из легендарной скважины №3 МД набирают в специальные эмалированные емкости стоящей рядом накопительной станции. “10 т в час набираем”, – объясняет начальник службы водоснабжения завода Сейткарим Айдаров, добавляя, что состав воды из скважины не меняется уже много лет – здесь его проверяют раз в неделю. Температура воды при ее выходе на поверхность – 60-65 градусов. Затем по пищевым трубам вода идет на завод, снова в эмалированные емкости – “нигде нет соприкосновения с металлом”, – подчеркивает директор завода.
Сабит Кудайбергенов рассказывает, что здесь вода охлаждается, поскольку газируют ее при температуре 12 градусов, и идет в цех на розлив. Перед розливом в бутылки воду очищают от возможных механических и органических примесей. Для этого на заводе “Асем-Ай” установлены каскады фильтров с удерживающей способностью в 20, 10 и 5 мкрн. Кроме того, вода проходит обработку ультрафиолетовыми лампами. Комплекс очистки, исключающий возможность микробного заражения, позволяет сохранить сарыагашскую минеральную воду со всеми ее свойствами в бутылке до года (раньше срок хранения составлял 6 месяцев). Особенно актуально это для производства негазированной минеральной воды: если взять и налить минеральную воду в бювете санатория “Сарыагаш”, то через неделю все целебные свойства она потеряет.
Вера Кравцова с гордостью говорит: “Произвести негазированную бутилированную воду – процесс достаточно сложный. Трудоемкий и финансовоемкий, поэтому далеко не все производители за это берутся. А нам даже разрешили увеличить срок годности – смотрите, наши бутылочки буквально сияют!” Проверка воды по биологическому и химическому составу на производстве проходит ежедневно. В мае на заводе “Асем-Ай” будут произведены 1,1 млн. бутылок газированной и негазированной минеральной воды. Этот объем здесь сейчас могут выпустить за 10 дней, мощность производства увеличена с прицелом на будущее. Планы на ближайший год – производство 30 млн. бутылок минеральной воды.
Компания Riks имеет большой опыт продвижения напитков и непосредственно воды (торговая марка ARZU также принадлежит компании). “У нас стопроцентное покрытие дистрибуционной сетью по всему Казахстану, у нас есть холодильное оборудование в каждой точке – это и населенные пункты, и отдаленные какие-то точки от населенных пунктов. А это более 60 тыс. торговых точек, и у нас сейчас задача – поставить во все эти точки брэнд Асем-Ай”, – озвучила ближайшие планы Марина Лапина, директор департамента маркетинга компании Riks.
По оценкам компании, брэнд “Асем-Ай” по пятибалльной шкале известен в Алматы, Астане и Шымкенте на “три”, а в остальных регионах – на “единицу”. Север и запад брэнд практически забыли. По сути, сейчас Riks предстоит напомнить казахстанцам о минеральной воде под брэндом “Асем-Ай”. “Нам нужно донести до потребителя информацию, что это та самая сарыагашская минеральная вода, из того самого источника – только ее можно взять с собой. А уж мы сделаем все, чтобы люди смогли зайти в магазин и купить ее”, – говорит product manager компании Riks Юрий Мягков.
Уверенность в отличных перспективах брэнда “Асем-Ай” на казахстанском рынке в Riks основывают на том, что они умеют продавать напитки – и продавать будут продукт уникальный, прямых конкурентов которому фактически нет – поскольку и сегмента минеральной воды на рынке толком не существует. Позиционирование минеральной воды “Асем-Ай” – вода лечебно-столовая, которая может быть на столе у потребителя ежедневно. “У нас нет цели завоевать аптечный рынок, мы не хотим себя позиционировать как вода исконно лечебная. Мы позиционируем себя как вода ежедневного употребления, но которая обладает определенными целебными свойствами, которые помогут держать организм в тонусе и быть более здоровым”, – объясняет Марина Лапина, отмечая, что от такого конкурента, как Borjiomi, “Асем-Ай” отличается еще и куда более выгодной ценой.
Уже сейчас минеральная вода “Асем-Ай” вызывает интерес у иностранных партнеров компании Riks, и здесь не исключают, что выведут казахстанский продукт на международный рынок уже через год. А пока всех отдыхающих в Сарыагаше приглашают на экскурсию на завод “Асем-Ай” – здесь есть специальный балкон, с которого все производство как на ладони. Чтобы каждый мог убедиться – воду с курорта действительно можно взять с собой. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)
--
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница