Пищепром Украины и мира: Казахстан: второй тур агрохимического обследования сельхозземель

6 мая 2015 г.

Казахстан: второй тур агрохимического обследования сельхозземель

Такой странной ситуации в вопросах земельных отношений в стране не наблюдалось уже давно. Неясности и неурегулированные спорные моменты имеются как в институциональном, так и в технологическом плане.

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

На прошедшем в Минсельхозе РК (МСХ) брифинге, посвященном состоянию плодородия почв, представители Республиканского научно-методического центра агрохимической службы (РНМЦАС при МСХ РК) акцентировали внимание на тревожном факте снижения почвенного плодородия в среднем по республике. Однако правила рационального использования земель в новой редакции, на которые ссылались выступавшие, официально не вступили в силу. Кроме того, в прошлом году произошла реорганизация Агентства по управлению земельными ресурсами и его территориальных земельных инспекций, которые были расформированы и переданы акиматам. В результате сложилась правовая коллизия, когда местные исполнительные органы (МИО) сами распределяют земли и сами же теперь будут изымать. Остатки агентства переданы в Министерство национальной экономики в состав комитета по делам строительства, ЖКХ и управления земельными ресурсами. Этот орган станет осуществлять надзор за решениями местных МИО по земельным вопросам. По оценке экспертов, такое реформирование не приведет ни к чему хорошему, кроме опасности увеличения коррупционной составляющей.

“В Земельном кодексе есть статьи 92-93 – это принудительное изъятие земли. Во исполнение этих статей вышли правила рационального использования, в которых говорится, что снижение гумуса на 5%, подвижных форм элементов питания азота, фосфора более 20% влечет изъятие этих земель”, – сообщил директор РНМЦАС Ерболат Базильжанов на брифинге в МСХ РК. Между тем сами правила еще официально не вступили в силу и еще утверждаются в соответствующих инстанциях. В новой редакции правил четко выделены функции РНМЦАС. В частности, центр осуществляет мониторинг выполнения сельхозтоваропроизводителями требований по “недопущению существенного снижения плодородия почв”. Основными показателями названы: “снижение в пахотном горизонте (0-20 см) содержания общего гумуса более чем на 5%, средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия – более чем на 20%; увеличение площадей земель с очень низкими и низкими показателями обеспеченности гумусом и элементами питания, установленными в приложении 2 к настоящим правилам, более чем на 10%”. Хотя подобные требования имелись и в старом варианте правил, они были не единственными.

По мнению к. с.-х. н., главного специалиста-почвоведа РГП “НПЦзем” Николая Васильченко, наиболее характерными показателями плодородия для Казахстана все же являются данные о содержании гумуса и мощности гумусового горизонта, засоленности и солонцеватости. Поскольку именно они отражают воздействие водной и ветровой эрозии, а также применение правильной агротехники. Изменение гумуса на 5% – несколько сомнительный показатель, учитывая допустимую погрешность в 10%. Оптимальнее, по мнению ученого, ориентироваться на 15% снижения гумуса. С ним согласен его коллега Александр Меньшаев, который считает некорректным использование показателей подвижного фосфора и азота в качестве основных, поскольку эти данные очень изменчивы, зависят от сезонности и влажности. Кроме того, получается, что между интенсификацией производства и сохранением плодородия возникает некий конфликт интересов. При возделывании, например, подсолнечника или кукурузы земля теряет больше питательных веществ, нежели при произрастании на заброшенных участках сорняков.

В свою очередь директор РНМЦАС Ерболат Базильжанов отметил, что “по результатам агрохимического обследования каждому землепользователю выдается агрохимический очерк с заключением и рекомендациями по мероприятиям, направленным на сохранение и повышение плодородия почв и применению удобрений”. К тем крестьянам, которые допустили ухудшение качества земель, “не вносят минеральные удобрения, допустили ветровую и водную эрозию, будут применять самые жесткие меры”.

Получается, главной целью обследования является принуждение аграриев использовать удобрения. Однако выращивание сельхозкультур на неполивных землях требует выполнения комплекса мероприятий, включающих и разумную механическую обработку, и соблюдение севооборота. По мнению Николая Васильченко, для поддержания физико-химических свойств почв эффективнее использовать посевы с последующей запашкой бобовых трав, в зависимости от почв, донника, эспарцета и других. При внесении удобрений надо учитывать комплекс условий по увлажненности, системам обработки. “Для многих крестьян эти показатели азота, фосфора, калия – темный лес. В советское время в каждом хозяйстве были агрономы, специализирующиеся на конкретных направлениях – семеноводстве, химизации, химзащите растений. Сейчас было бы лучше требовать сотрудничества фермеров с учеными-агрономами, которые давали бы четкие рекомендации по всем вопросам – от сроков сева до выбора гербицидов, удобрений. Можно было бы использовать такую модель, когда предоставление субсидий увязывалось с использованием научных данных или привлечением ученых-агрономов”, – считает советник председателя правления АО “НУХ “КазАгро” Бауржан Касенов.

По заверениям представителей РНМЦАС, снижение показателей почв не приведет к немедленному изъятию участков. Сначала для незадачливого агрария будет составлен двухлетний план действий по исправлению ситуации.

В проект правил по рациональному использованию земли вносится разграничение функций РНМЦАС и местных исполнительных органов в части контроля над плодородием почв и хозяйственным использованием. “Мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения ведется местными исполнительными органами по месту нахождения земельного участка и другими государственными органами (организациями) в пределах их компетенции”. Мониторинг выполнения сельхозтоваропроизводителями требований по сохранению плодородия осуществляет РНМЦАС. Он же предлагает рекомендации по деятельности сельхозпроизводителю.

Ранее показатели плодородия и мелиоративного состояния почв велись “территориальными органами и производственными подразделениями центрального уполномоченного органа и уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса на основе данных, полученных при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных обследований земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга земель”, то есть теринспекциями. К тому же сегодня полноценное почвенное картирование и кадастр остается в НПЦземах. Сейчас акиматам предоставляются функции по контролю за действиями по предоставлению и изъятию земельных участков. А значит, прозрачность и эффективность этой деятельности полностью будет зависеть от личности акима. Но зачастую на местах многое зависит от личностных отношений аграриев и акимов.

“Концентрация исполнительских и контролирующих функций в руках акимов может привести к эдакому формированию резерва виноватых. У неугодных акиму аграриев можно будет без проблем изымать землю либо выстраивать удобные местному главе исполнительной власти отношения”, – предполагает возможное развитие событий сельхозпроизводитель из Павлодарской области, попросивший об анонимности.

Особенно такая ситуация вызывает опасения в южных областях, где крестьянские наделы малы, а самих фермеров очень много, да и отношения между ними зачастую регулируются неформальными способами. Остаткам земельного агентства, вошедшим в комитет при Миннацэкономики, предоставляются полномочия по надзору над решениями исполнительных органов. Но маломощный столичный орган трудно назвать полноценной апелляционной инстанцией. По всей видимости, весь поток жалоб польется в Национальную палату предпринимателей, которая имеет право на рекомендательные действия.

При таком раскладе слабо верится в то, что задача сохранения земли как национального богатства для будущих поколений будет реализована.

По мнению академика НАН РК Зайруллы Дюсенбекова, к земле нужен комплексный подход – как к средству производства, но с полноценной экономической оценкой. Для этого необходимы долгосрочные планы использования земель по всей вертикали – от республики до конкретного хозяйства. На низовом уровне, по мнению известного академика, основным документом должен стать проект внутрихозяйственного землеустройства, в котором было бы комплексно расписано именно рациональное использование земли, без снижения ее плодородия. Кроме того, Зайрулла Дюсенбеков убежден, что надо проанализировать сегодняшнюю институциональную структуру и идеологию земельного законодательства. Несомненно, надо повышать уровень компетенций аграриев с их обучением, с помощью в виде рекомендаций или проектов внутрихозяйственного землеустройства. Но сегодня это связано с дополнительным финансированием, с проблемами эффективности работы НПЦземов, с наличием кадров. Однако предлагаемые подходы требуют анализа и корректировки. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru