Пищепром Украины и мира: Украина: вина за создание искусственного дефицита продтоваров и за резкое повышение цен пропорционально распределена между всеми участниками рынка

19 апр. 2015 г.

Украина: вина за создание искусственного дефицита продтоваров и за резкое повышение цен пропорционально распределена между всеми участниками рынка

“Комментарии” проанализировали, за какие товары придется переплачивать украинцам и что, кроме обвала гривни, спровоцировало рост цен и спекуляцию на продуктах. В феврале продуктовая розница перевыполнила план продаж. И хотя Госстат еще не опубликовал данные по товарообороту, скорее всего, показатели за прошлый месяц окажутся намного лучше, чем за январь, когда объемы розничной торговли сократились на рекордные 22,6% до 65,7 млрд. грн. Действительно, такого масштабного продовольственного ажиотажа не наблюдалось давно. Одновременно во всех регионах страны покупатели смели с полок продукты с длительным сроком хранения.

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Однако, торопливо запасая впрок продтовары, мало кто обратил внимание, кто и как на этой панике спекулирует. По оценкам экспертов, вина за создание искусственного дефицита продтоваров бакалейной группы и за резкое повышение цен на них пропорционально распределена между всеми участниками рынка.

Бесконтрольная розница

К сожалению, чиновники оказались бессильны обеспечить хотя бы временный админконтроль над дальнейшим изменением цен на продтовары. Прежде курировавшая вопросы ценообразования по социально значимым товарам Государственная инспекция по контролю над ценами первой попала под упразднение в ходе борьбы за сокращение госаппарата. Таким образом, сегодня выполнять функции госконтролера за ценовым хаосом просто некому. Как отмечает руководитель Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, доля продаж социальных продуктов питания за последнее время увеличилась примерно вдвое – до 35-40%. И, по словам директора департамента маркетинга сети Varus Екатерины Огуряевой, если бы у магазинов была возможность хранить существенные запасы, в феврале объемы реализации, например сахара, выросли бы сразу в 15-20 раз.

В оценках происходящего розница слегка лукавит, поскольку ценовой хаос ей только на руку. К примеру, после того как несколько лет назад крупные и средние торговые сети построили собственные распределительные центры (РЦ), они неплохо зарабатывают на логистике. Если в структуре цены у производителей продуктов на логистику приходилось в среднем около 15% (доставка от производственной линии до полки магазина с учетом услуг дистрибуторов и РЦ), то затраты на логистику сетевиков не превышают 5-6% от товарооборота. Однако жалуясь на повышение цен на ГСМ, супермаркеты о собственной экономии предпочитают помалкивать.

Ответственными за резкое повышение цен на муку в последнюю неделю в ассоциации “Мукомолы Украины” тоже считают торговые сети. “На нас пытались повесить весь ажиотаж с мукой, но даже при цене зерна 5 тыс. грн./т отпускная цена муки 6,5 тыс. грн./т. В рознице мука стоит 11-12 грн./кг. И кто в этом случае крайний?” – говорит сопредседатель правления ассоциации Родион Рыбчинский. Ситуацией с ценообразованием на отечественные продукты заинтересовался Антимонопольный комитет. В связи с ростом цен АМК начал исследование деятельности крупнейших торговых сетей, их поставщиков и производителей продуктов питания на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции. Однако, судя по прошлым прецедентам, рассмотрение таких дел в комитете продолжается месяцами и, как правило, реальных последствий для рядовых потребителей не имеет.

Производственная жадность

Не остались в стороне от спекулятивных операций и производители. По данным аналитиков Trade Hub (на базе торгов онлайнплощадки zakupkionline.com), всего за одну неделю производители повысили оптовоотпускные цены на сахар более чем на 30%. Хотя, как утверждает руководитель аналитического департамента “Консалтинговой компании “ААА” Мария Колесник, объективных причин для подорожания продукта, кроме потребительской паники, в настоящее время нет. По словам эксперта, сейчас в Украине наблюдается два противоположных явления – профицит сахара и недостаток средств у населения. Если производители не остановятся на нынешнем повышении, рынок попросту перестанет покупать. И сахарозаводам придется искать новые рынки сбыта.

“В нынешнем маркетинговом году отечественные сахарные производства выдали рекордно высокий объем продукции, на 70% превышающий результат прошлого года. С учетом еще 661 тыс. т переходящих с прошлого года остатков, а также того факта, что в Украине уже который год сокращается внутреннее потребление сахара, такие достижения обернулись для отрасли проблемами. Сахара на рынке стало гораздо больше, чем нужно, образовался профицит, ликвидации которого повышение цен отнюдь не поспособствует”, – считает Мария Колесник. Как считает независимый эксперт аграрного рынка Алексей Крутыбич, сегодня на ценообразование на рынке влияет только экспорт. “Производители имеют валютные обязательства, которые надо погашать, а при нынешнем курсе и при текущей цене на сельхозпродукцию на мировом рынке ее выгоднее вывозить из страны. Поэтому внутренние цены на продукты будут подтягиваться к мировым трендам”, – говорит он. Такой подход производителей во многом объясняет, почему цены на подсолнечное масло всего за пару недель повысились на 40-60%. Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь говорит, что продукт будет продаваться за $1 и в Украине, и за рубежом, поскольку реализовывать его по заниженным ценам бесперспективно. “Зачем отдавать его по 20 грн. за бутылку, тогда как реализация за границу приносит 30 грн.?” – объясняет логику производителей эксперт.

Потребительская корзинка

Рыночные последствия продуктовой спекуляции для рядовых украинцев проявят себя сразу с нескольких сторон. Вопервых, сократится общий объем потребительских расходов населения. При прожиточном минимуме на уровне 1218 грн., утвержденном Кабмином, и рациональных нормах потребления продуктов, задекларированных Минэкономразвития, в течение месяца теперь реально будет приобрести лишь небольшой набор продуктов. Десяток яиц, десять буханок хлеба, килограмм пшена или гороха, десять килограммов овощей из “борщевого набора”, два килограмма мяса, десять литров молока и столько же – кефира либо другой дешевой кисломолочной продукции, 300 г мойвы или селедки, килограмм сахара и поллитровую бутылку отечественного подсолнечного масла. Вовторых, рост цен еще сильнее подстегнет инфляцию, которая, по информации Госстата, в феврале текущего года ускорилась до 5,3% (по сравнению с январскими 3,1%) и до 34,5% – по сравнению с показателем годичной давности. Втретьих, в стратегическом контексте потребления последствия все отчетливее будут просматриваться в качественном перераспределении структуры расходов домохозяйств. “Когда семьи будут вынуждены тратить значительно больше денег из своих доходов на крупы, подсолнечное масло, хлеб и другие продукты, они уже не смогут покупать одежду, игрушки и прочие товары”, – резюмирует руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко. (Комментарии/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru