Пищепром Украины и мира: Казахстан: рынок сыра

21 июн. 2014 г.

Казахстан: рынок сыра

Производство сыра за последние три года в среднем показывает 10%-ный рост. Однако сами производители сетуют, что конкурировать с импортом становится все сложнее. Государство уже несколько месяцев как выделило средства для поддержки местного производителя, но не выработало механизма распределения субсидий казахстанским комбинатам. Последние рискуют остановить производство сыра или же перейти на менее затратные молочные продукты.

--
Свежие записи

В начале апреля 2014 г. главный государственный санитарный врач республики Жандарбек Бекшин подписал постановление о запрете на ввоз и реализацию сыра пяти украинских производителей: ЧП «Рось» (филиал «Ахтырский сыркомбинат»), АО «Пирятинский сыркомбинат», ООО «Гадячсыр», ПАО «Золотошский маслодельный комбинат» и ООО «Техмолпром». Причиной для запрета послужило несоответствие ввозимой продукции требованиям стандарта к соотношению доли белка, жира и влаги в составе сыра. Стоит отметить, что такие меры Казахстан принял вслед за Россией: в связи с несоответствием правилам технического регламента поставка сыра тех же украинских предприятий оказалась под запретом.

Несмотря на то, что сыр украинского производства занимал существенную часть казахстанского рынка, запрет на его ввоз не создал дефицита продукции. «Доля продаж украинских сыров достаточно велика, около 30%, хотя их средняя цена выше, чем цена казахстанских сыров. Спрос перераспределится на сыры других производителей», — рассказала директор по закупу торговой сети Green Екатерина Тимощук.

По данным Агентства РК по статистике (АРКС), в прошлом году было произведено 21,8 тыс. т сыра и творога (товарная группа 0406). В совокупности на Алматы и Алматинскую область приходится до 45% от выпускаемого объема. Следом идут Восточно-Казахстанская, Костанайская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области. Однако участники рынка считают, что данные по Алматы и Алматинской области нерелевантны. На это есть несколько причин: в товарной группе 0406 помимо сырных продуктов учитывается и творог; в регионе нет комбинатов, способных произвести такое количество сыра. Некоторые местные молочные заводы закупают сыр в Кыргызстане с целью перепродать его здесь. Таким образом, специалисты отрасли к крупным республиканским производителям сыра относят ТОО «Бурненский сырзавод», ТОО «Молочный союз», «ДЕП» Костанайский молочный завод», ТОО «Кокшетауский молочный завод «Молоко Синегорья» и ТОО «Меркенский сырзавод».

«В Казахстане в среднем ежегодное потребление сыра на душу населения составляет 2,5 кг. Самыми активными потребителями являются жители Алматы и Астаны. Оно и понятно, ведь сыр довольно-таки дорогой продукт. Если на жителя Астаны приходится 3,8 кг сыра, то на жителя Алматы — 4,5 кг», — подсчитал коммерческий директор ТОО «Бурненский сырзавод» Илес Курманов.

Рынок молока и сыра — один из самых массовых продовольственных рынков Казахстана. По оценкам специалистов этой отрасли, емкость казахстанского рынка на сегодня составляет свыше 40 тыс. т в год. Между тем, по некоторым оценкам, до 70% этого количества ввозится из-за рубежа. Тройка крупных импортеров выглядит следующим образом: Россия, Украина, Беларусь.

«На текущий день сыры казахстанского производства занимают что-то около 35% в общих продажах данной категории, — уточняет Тимощук. — Сыры казахстанского производства достаточно конкурентны, в том числе и за счет цены. Но увеличения доли продаж казахстанского сыра в течение последнего года не происходит. Местные производители очень редко участвуют в ценовых акциях. Импортеры в этом плане гораздо гибче и гораздо охотнее предоставляют скидки на свой продукт. Также существует проблема с недопоставками по казахстанским сырам, бывают перебои с продукцией».

Директор объединения юридических лиц «Молочный союз Казахстана» Лидия Михеева также отмечает доминирующую позицию импортной продукции на казахстанском рынке, и среди основных импортеров назвала Украину и страны ТС. По словам эксперта, казахстанскому сыру сложно конкурировать с продукцией из этих стран, которая даже с учетом транспортных расходов часто оказывается дешевле. Первостепенная проблема, по ее мнению, заключается в высоких ценах на молоко.

«Сейчас решается вопрос о субсидировании производства сыра. Мы ждем, когда решится этот вопрос, потому что это производство сегодня совершенно невыгодно. Молоко очень дорого, а расход его очень большой. В среднем молоко у нас стоит 100 тенге/л, и это 1000 тенге на производство 1 кг сыра — это только стоимость сырья, а надо учитывать еще и другие расходы — такие, как электричество, транспортировка, зарплата работников. Производство сыра — это длительный процесс, на него может уйти до 3 месяцев, — рассказывает эксперт. — Кроме того, надой молока у наших коров значительно ниже, чем в тех странах, которые производят для нас импортный сыр. Например, у нас корова в среднем дает 2200 л молока в год, а в Украине эта цифра составляет 4700 л, в России — 3500 л».

Высокая стоимость молока обусловлена еще и тем, что примерно 80% производителей молока в Казахстане — подсобные хозяйства. «Для производства молочной продукции молоко собирается у разных мелких производителей — это трудоемкий процесс, к тому же могут возникнуть проблемы с его качеством. А это важный пункт: для производства сыра подходит не всякое молоко. Есть даже специальное понятие «сыропригодное молоко», обычно оно отличается высоким содержанием кальция и белка. Подсобные хозяйства могут продать отсепарированное молоко с низким содержанием сливок и не всегда соблюдают правильный рацион для коров. Еще одна проблема и у подсобных хозяйств, и у крупных ферм — высокая стоимость кормов: она тоже сильно влияет на цену конечного продукта. Поэтому сегодня, если мы хотим наладить производство сыра, нужно снизить затраты на его производство и решить вопрос с субсидиями», — заключает Михеева.

«Мы потеряли специалистов. Чтобы получить квалифицированного работника, необходимо, чтобы он проработал не менее 10 лет в этой отрасли. Натуральный сыр — это как ребенок, его надо любить, лелеять и ухаживать за ним 6 месяцев, — рассказывает о другой стороне сложившейся непростой ситуации руководитель ТОО «Молочный союз» Александр Кузлякин. — Сегодня таких энтузиастов наберется всего десяток. А кто придет после нас — непонятно».

Казалось бы, с уходом ряда украинских импортеров сыра и сырного суррогата у казахстанских производителей появилась возможность занять опустевшую нишу. Однако казахстанские сыроделы сходятся во мнении, что выполнение этой задачи для национального производителя проблематично. Курманов отмечает, что производить сыр при существующих ценах на сырье и готовый продукт, учитывая его специфичность, сегодня невыгодно. На производство сыра уходит большое количество оборотных средств, поскольку для его созревания необходимо минимум 45 дней. Это свидетельствует о его низкой ликвидности. Поэтому предпринимателю интереснее заниматься цельномолочной продукцией (кефир, сметана и прочее), доход от которой поступает в среднем в течение 10 дней.

«В Южном Казахстане сложилась ситуация, когда демпинговали украинские и киргизские производители, — продолжает Илес Курманов. — Теперь же, со снижением объемов поставок из Украины, свое присутствие наращивают белорусские сыроделы. В Беларуси цены на сыр регулируются государством; кроме того, у них налажена система субсидирования: возмещается часть затрат на молоко, электроэнергию, газ (производство сыра — энергоемкий процесс). Поэтому у них на товарной бирже 1 кг сыра продается, если перевести на нашу национальную валюту, примерно за 1 тыс. тенге».

Продолжительная неблагоприятная рыночная конъюнктура привела к тому, что загруженность казахстанских сыродельных комбинатов оставляет желать лучшего. «Мы работаем на 10-15% от производственных мощностей. Притом что мы можем перерабатывать до 50 т молока в день; другими словами, есть возможность производить 4-5 т сыра в день. Загруженность других казахстанских сырных комбинатов примерно такая же», — уточняет Курманов. Еще худшая ситуация сложилась и в ТОО «Молочный союз», у которого загруженность по производству сыра составляет 5-7%.

Очевидно, что для улучшения ситуации необходима поддержка государства. Например, благодаря программе «Дорожная карта бизнеса-2020″ Бурненский сырзавод смог достроить новую котельную и очистные сооружения для сточных вод. Это, в свою очередь, позволило остановившемуся в 2010 г. производству заработать вновь спустя два года.

Однако адресной помощи сегодня недостаточно. Общими усилиями сыроделы смогли убедить государство в необходимости субсидирования сырного производства. Если раньше государство субсидировало только производителей молока, то с текущего года, согласно программе «Агробизнес-2020″, предполагается субсидирование затрат, связанных с глубокой переработкой сельхозсырья и производством готовой продукции. В названную категорию вошли сухое молоко, сливочное масло, свекловичный сахар и сыр. Эта программа, разработанная в кабинетах Минсельхоза, зависла в Министерстве финансов, и выделенные деньги все еще не могут дойти по назначению. «Деньги выделены, размеры субсидий определены, дело осталось за механизмом распределения денежных средств. Задерживаются правила субсидирования; кроме того, есть непонятные моменты в расчетах себестоимости молока. Например, наша организация предлагала очень простой вариант расчета, однако чиновники презентовали вариант, где себестоимость молока рассчитывается отдельно по хозяйствам, а кто это будет считать? — вопрошает Михеева. — На каждый завод у нас тысячи сдатчиков».

Кроме того, в результате анализа ситуации на рынке молока и молочных продуктов Таможенного союза, проведенного в феврале 2014 г. Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), был выявлен общий дефицит на рынке молока. В заключении эксперты ЕЭК отметили, что подобная ситуация рождает риск потери производителями стран ТС части совокупного молочного рынка. Это в свою очередь может негативно отразиться на ценах молока и молочных продуктов. В такой ситуации специалисты ЕЭК рекомендовали стимулировать специализацию стран на производстве определенных видов молочной продукции посредством коллективного финансирования и координации государственного субсидирования.

Однако из-за чиновничьей волокиты казахстанские производители сыра до сих пор не могут получить выделенные субсидии и с опасением смотрят в будущее. Между тем представители сырной отрасли уверены, что если не решить структурные проблемы в сельском хозяйстве, то и запланированные субсидии не изменят ситуацию кардинальным образом. «Если мы получим субсидии, то это поможет нам выстоять и закрепиться на рынке. Но без общего подъема сельского хозяйства результатов не будет. Да, за это время мы сможем обновить оборудование, ввести новые технологии. Но субсидии когда-то закончатся, время до 2020 г. пройдет быстро. И без решения долгосрочных задач мы в будущем окажемся в такой же ситуации, как и сегодня», — заключает Курманов. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru