Пищепром Украины и мира: Россия: новгородская компания «Корона» на рынке фаст-фуда

21 июн. 2014 г.

Россия: новгородская компания «Корона» на рынке фаст-фуда

Небольшая пищевая компания из провинциальных Боровичей успешно конкурирует со столичными и иностранными акулами рынка и предлагает потребителю домашнюю еду быстрого приготовления — альтернативу фаст-фуду.

--
Свежие записи

Пищевая отрасль Новгородской губернии, как, собственно, и всей страны, — один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.

В структуре валовой добавленной стоимости промышленного производства региона на долю пищевой отрасли приходится более 10%, а в объеме отгруженной продукции пищевая отрасль в прошлом году имела долю свыше 20%. Далеко за границами Новгородчины широко известны такие местные производители, как «Дирол», «Кэдбери», Новгородский мясной двор, «Бизон», «Лактис» и т. д. Но особняком в ряду региональных пищевиков стоит производственная компания «Корона» из Боровичей, которая вот уже полтора десятка лет предлагает российским потребителям около сотни наименований продуктов под торговой маркой «Государь».

Временем создания производственной компании «Корона» считается февраль 1997 г. Небольшая компания, в которой до сих пор работает вся семья ее основателя Виктора Савенкова, на небольших же площадях начала выпускать продукты питания с применением IQF-технологии шоковой заморозки, позволяющей сохранять вкус и полезные качества еды. Постепенно набирая обороты, компания переехала в просторные цехи не выжившего в условиях рынка завода и зарабатывала себе имидж производителя пищевых продуктов, умело сочетающего традиции русской кухни с современными технологиями производства. В 2006 г. продукция «Короны» на конкурсе престижной международной продовольственной выставки получила титул «Экологически безопасная продукция». С тех пор по рекомендации ТУ Роспотребнадзора по Москве продукты питания под торговой маркой «Государь» направляются в школы и детские сады российской столицы и других городов страны. «Корона» росла и развивалась благодаря гарантированному сбыту — одним из ее подразделений стала собственная торговая сеть. Но и крупные торговые операторы, и магазины шаговой доступности охотно сотрудничают с боровичской компанией, работающей по принципу «доставь товар до склада потребителя». Для этих целей был создан свой автопарк.

Кризис 2008 г. поставил под угрозу не только динамичное развитие семейного бизнеса, но и само его существование. Но кризис и научил — привел Виктора Савенкова к твердому убеждению, что застраховать пищевой бизнес от возможных глобальных потрясений может только собственная сырьевая база — собственное аграрное хозяйство. Так в 2008 г. появилось еще одно структурное подразделение «Короны» с теперь уже известным и раскрученным именем — «Государь».

«Экономический кризис вполне реально простимулировал создание собственной сырьевой базы. Теперь все необходимые для производства овощи мы выращиваем на своих полях, не применяя никаких ядохимикатов и прочих вредных веществ для борьбы с сорняками и вредителями», — говорит Виктор Савенков. И добавляет: в эти дни на 300 га пашни, куда тоже пришлось вложить миллионы, чтобы избавиться от мелколесья, буйно поднявшегося на полях, не паханных 15 лет, и провести мелиорацию, в разгаре уже шестая посевная кампания. На полях работает самая современная техника. Правда, приобрести ее при поддержке федеральных или региональных целевых программ развития сельского хозяйства страны не удалось. Купили технику за 60 млн. руб. внутренних кредитов, выделенных аграрной фирме производственным и торговым подразделением «Короны». Если бы этот кредит был оформлен на аграрное подразделение, оно бы просто не выжило, уверен бизнесмен. И сегодня агроподразделение «Короны» выживает благодаря тому, что завязано на основное производство.

Для убедительности генеральный директор компании приводит факты. В прошлом году руководитель аграрного «Государя» подписал с департаментом сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области договор на выделение субсидий в рамках региональной программы при покупке трактора «МТЗ-80″ в 30% стоимости техники — и был уверен, что субсидии вернутся в хозяйство. Трактор купили, но денег не получили. «Деньги закончились», — пояснили в департаменте. В компании, где давно научились считать каждую копейку, прикинули: если бы без договора с властью купили тот же трактор, оформив документы на «Корону», то 18% НДС вернули бы точно. А так компания понесла 200 тыс. руб. убытков.

Все, чего боровичским пищевикам не хватает для производства, компания старается закупать, прежде всего, в местных новгородских хозяйствах. Так что производство молока в соседнем Хвойнинском районе Новгородчины динамично развивается вместе с «Короной», год от года наращивающей объемы. Причем специалисты компании помогают хвойнинским хозяйствам добиваться качества молока, необходимого для пищевого производства. Ведь в продуктах под торговой маркой «Государь» используется только «живое» молоко, то есть пастеризованное при определенной температуре, позволяющей сохранить молочные бактерии. Сырьевой самодостаточности боровичским пищевикам добавляет созданная в то же кризисное время ферма, где выращиваются бычки. Ферма и поставляет в цехи свежее мясо молодых бычков, из которого готовят пельмени. То есть, подчеркивает бизнесмен, все, что компания могла сделать за собственные средства для создания сырьевой безопасности, она сделала. Для дальнейшего развития нужны кредиты, нужны «длинные» деньги с субсидированной процентной ставкой. Словом, нужна поддержка государства.

Виктор Савенков считает сырьевую базу главнейшим условием развития компании по нескольким причинам. Несмотря на сформулированную доктрину продовольственной безопасности страны, на российских прилавках, как известно, почти 45% товаров — импортного производства: тех же овощей, по экспертным оценкам, — до 40%, яблок — 75, молочных продуктов — до 60%. И коль скоро страна, делится Виктор Савенков, уже столкнулась с санкциями, создавшими проблемы в высокотехнологичных и оборонных отраслях, то где гарантии, что раскручивающие истерическое отношение к России США и Европа не объявят торговое эмбарго?! Так что тема импортозамещения очень актуальна для российских пищевиков. Но бизнесмен убежден: никаких серьезных подвижек на этом рынке не произойдет, если государство не поможет создать современные пищевые производства, поставив российским машиностроителям задачу изготавливать для отрасли высокотехнологичное оборудование.

В течение всех полутора десятков лет работы на пищевом рынке страны Виктор Савенков очень осторожно брал банковские кредиты, а участия в федеральных целевых программах (ФЦП) вообще старался избежать. Почему? «Нас не устраивает, что ФЦП в такой затратной отрасли, как животноводство, действует всего 5 лет. Хотя процентная ставка по банковскому кредиту субсидируется и финансовая поддержка государства для компании, конечно, очень важна, мы не ввязываемся в эти программы. Достаточно вспомнить, что в прошлом году субсидии для поддержки животноводства не выплачивались целый год. Сколько небольших аграрных компаний, ждавших помощи государства, пошли по миру? Мы стараемся работать так, чтобы никогда не подвергать бизнес неоправданным рискам, чтобы он достался в наследство детям и внукам. И поэтому вынуждены рассчитывать пока только на себя», — заключает Виктор Савенков.

Но в благие перемены, к которым наверняка подтолкнет геополитическая ситуация, создаваемая вокруг России, бизнесмен все-таки верит. Потому что конкурировать с крупными иностранными игроками, широко представленными на российском рынке продуктов питания, без серьезных кредитных вливаний очень сложно. «Получая «длинные» кредитные ресурсы под мизерную процентную ставку, западные и американские компании имеют на российском рынке солидную маржу от продаж — массовое производство на высокотехнологичном оборудовании приносит высокий доход.

И миллионы долларов вкладывают в рекламу своих продуктов на российских каналах. Для «Короны», как и для большинства российских пищевых предприятий, этот путь закрыт: рентабельность производства несопоставима с иностранными компаниями.

Виктор Савенков рассказывает: подобный перекос давно и прочно закрепился и на другом рекламном ресурсе, единственном, который доступен для боровичской компании, — всероссийской выставке World Food. Организаторы выставки — как ни странно, западные, цена выставочного квадратного метра — западная, поэтому транснациональные иностранные производители еды представлены на ней гораздо шире, чем российские.

Виктор Савенков переживает: в России банковские ставки по кредитам в связи с нарастающей напряженностью вокруг Украины поползли вверх. Значит, пищевым предприятиям малого и среднего бизнеса займы просто не по карману. Сколько их канет в пучину банкротства, если Кабинет министров оперативно не примет решение о финансовой поддержке отечественных пищевиков, не поможет им развернуть импортозамещающие технологии?

Пищевые компании давно заметили, насколько кардинально за два последних десятилетия изменились гастрономические пристрастия. В боровичской компании это связывают с резко возросшим ритмом повседневной жизни. Поэтому ради тех, кто предпочитает фаст-фуд, «Корона» кроме традиционных продуктов (котлет, пельменей, сырников, блинчиков и т. д.) активно осваивает новое направление — готовой еды без особых хлопот. В продуктовой линейке компании появились чебуреки, самса, шаурма, мини-слойки с разнообразной начинкой. Одновременно внедрили экологичную, с ярким дизайном упаковку из специального картона, не выделяющего вредных веществ, когда пища разогревается в микроволновке. Боровичский фаст-фуд, как и традиционные продукты, стал хорошо и быстро раскупаться крупными сетями общественного питания по всей стране.

Фаст-фуд-версия готовых к употреблению вторых блюд стала продолжением нового ассортимента под торговой маркой «Русская домашняя кухня». Голубцы и куриные котлетки, картофельные зразы и блин-дог (сосиска в блинном рулете) прочно закрепились на российском пищевом рынке.

А «Корона» делает следующие шаги: выпускает на рынок около десятка готовых замороженных тортов и завершает разработку нового продукта — сливочных пирожных из собственного сырья.

«Только так мы, небольшая провинциальная компания, где работают 500 человек, можем конкурировать с иностранными и столичными компаниями-гигантами. Да, мы находимся вдали от рынков сбыта, но не теряем на них своих позиций. Зато мы имеем свои сырьевые ресурсы, на земле находимся и ею владеем — вот в чем наши плюсы, позволяющие выпускать качественные продукты», — подчеркивает Виктор Савенков.

Подтверждает его слова беспристрастное и «слепое» испытание, проведенное 24 марта 2014 г. популярной программой «Контрольная закупка» на Первом канале. Для закрытой дегустации предложили шесть самых известных торговых марок пельменей. Продукт под торговой маркой «Государь» попал в первую тройку. Нет, он не занял первое место по другим параметрам, но вкусовые качества боровичских пельменей «Классические» москвичи и эксперты оценили высоко. «Ни особой рекламы, ни более активного продвижения товара мы от этого факта не ждем. Для нас оценка «Контрольной закупки» — индикатор собственной пищевой стратегии. Значит, мы верно расставляем акценты, значит, многоступенчатая система качества входящего сырья и готового продукта, созданная на предприятии по западным стандартам и технологиям, четко работает. Значит, она и дальше будет помогать развиваться в условиях жесточайшей конкурентной борьбы и слабой государственной поддержки пищевой отрасли страны», — подытоживает генеральный директор «Короны. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром Украины и мира)

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru