Пищепром Украины и мира: Россия: рейтинг крупнейших пищевых экспортеров Урала и Сибири по итогам 2013 года

5 июн. 2014 г.

Россия: рейтинг крупнейших пищевых экспортеров Урала и Сибири по итогам 2013 года

Выход на новые рынки и усиление маркетинговой активности на освоенных стали залогом завидного для многих отраслей результата производителей продуктов питания.

--
Свежие записи

В рейтинге крупнейших экспортеров по итогам 2013 г. пищевая промышленность оказалась одной из пяти отраслей (всего их пятнадцать), все представители которой показали положительную динамику: помимо пищевиков в плюсе год закончили инжиниринговые компании, производители ядерных материалов, синтетических алмазных порошков и транспортники. Строго говоря, выбирать пришлось даже не из пяти, из трех, поскольку транспортный рынок и обработка алмазов представлены штучно: «Уральскими авиалиниями» в первом случае и Челябинским заводом сверхтвердых материалов во втором.

В топ-100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири по итогам 2013 г. вошли четыре производителя продовольствия. Лидер — Жировой комбинат (Свердловская обл.), занявший 31-е место с $57,5 млн. экспортной выручки (+50% к 2012 г.). За ним идут челябинские компании «Макфа» (46 место; $21,7 млн.; +17,6%) и «Сигма» (66 место; $7,1 млн.; рост почти в полтора раза). Еще один представитель пищевой промышленности — комбинат хлебопродуктов им. Григоровича (Челябинская обл., входит в состав холдинга «СоюзПищепром») — занял 38 место в рейтинге топ-40 крупнейших подразделений федеральных холдингов. Его показатели — $5,5 млн. экспорта и 10% прироста. Во всех случаях приводятся данные без учета экспорта в страны, входящие в Таможенный союз (Беларусь и Казахстан).

Доля пищевой промышленности в рейтинге экспортеров остается крайне незначительной — 0,13%, четыре компании — это минимальное количество за последние пять лет, а суммарный экспорт всех участников рейтинга 2013 г., представляющих этот рынок, почти на треть меньше показателя 2008 г. Но они демонстрируют хорошую динамику, чем и обращают на себя внимание.

Если верить таможенной статистике, первый фактор, этому способствующий, — выход на новые рынки. Жировой комбинат и «Макфа» (в примерах опираться будем на них: от первого получили анкету, а от второго — развернутые ответы) в 2013 г. открыли для себя по две новые страны, комбинат хлебопродуктов им. Григоровича — одну. В случае с Жировым комбинатом речь идет о Германии и Израиле. Более 98% экспортируемой продукции этого предприятия формируют маргарин, майонез и мыло. До прошлого года среди государств-импортеров были только страны СНГ, всего их на данный момент девять (без учета ТС). «Макфа», по словам заместителя директора по коммерции и развитию Максима Чернова, открыла поставки в Китай, Германию и Канаду: «Во все без исключения страны мы поставляем макаронные изделия, их вес в общем объеме экспорта составляет 52%. Но для разных стран большую значимость имеет своя товарная группа. В Германии, например, высок спрос на крупы, в Китае — на муку». В экспортном портфеле «Макфы», по данным таможни, 12 стран.

Второй фактор роста, на который указывают компании, — собственная маркетинговая стратегия. Руководство Жирового комбината назвало его основным, оказавшим влияние на экспортную деятельность в прошлом году. В «Макфе» придерживаются схожей позиции. «В 2013 г. принято стратегическое решение об усилении экспортного направления. Мы не только расширили присутствие на традиционных для нас рынках ближнего (Грузия, Молдова, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Беларусь и т. д.) и дальнего (в том числе США) зарубежья, но и открыли поставки по нескольким новым направлениям. Кроме того, наряду со специализированной розницей, торгующей русскими товарами, которой чаще всего ограничивается присутствие российских товаров на рынках дальнего зарубежья, мы начинаем заходить в традиционную розницу, европейскую и американскую, — рассказал Максим Чернов. — Все появляющиеся новинки мы также включаем в экспортные поставки».

Планы компаний на 2014 г. выглядят оптимистично. Рост экспорта ожидают и Жировой комбинат, и «Макфа», где оцифровали прогнозы — плюс минимум 29% с учетом стран Таможенного союза и 18% без них, то есть не меньше, чем по итогам 2013 г. По словам Максима Чернова, в первом квартале уже заключены контракты на поставку продукции в несколько новых стран.

Рейтинг 100 крупнейших экспортеров (выборка только по пищепрому) Урала и Западной Сибири по итогам 2013 г.

Место Экспортер Регион Объем экспорта, тыс. $ Кол-во стран-импортеров, ед. Кол-во групп товаров, ед.

 

2013 2012 2013 изм. за год, % 2013 г. изм. за год, % 2013 г. изм. за год, %
31 34 Жировой комбинат*, ** Свердловская обл. 57475 49,9 9 2 - -
46 53 «Макфа» Челябинская обл. 21698 17,6 12 2 5 0
66 - «Сигма» Челябинская обл. 7141 146,9 5 0 1 0

* — данные компании; ** — объем экспорта пересчитан в 2013 г. по средневзвешенному курсу 31,9 руб./$1, в 2012 г. — 31,07 руб./$1; Группы товаров определяются четырехзначным кодом ТН ВЭД. Источник: АЦ «Эксперт-Урал», logo Эксперт. (Эксперт/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru