Пищепром Украины и мира: Россия: новосибирский рынок фаст-фуда, 2013-2014 годы

30 мар. 2014 г.

Россия: новосибирский рынок фаст-фуда, 2013-2014 годы

McDonald’s ждут в Новосибирске последние два года, пока – безрезультатно. Но опасаться прихода гиганта фаст-фуда не стоит – судя по арендованным участкам, он будет создавать рынок фактически под себя, там, куда другие операторы заходить и не пытались.

--
Свежие записи

Компания ООО “Сиб-Фуд”, которая занимается продвижением франшизы McDonald’s в Новосибирске, на данный момент арендовала семь участков земли под строительство ресторанов. Интересно, что в конце прошлого года представители “Сиб-Фуд” говорили, что больше не имеют отношения к McDonald’s, но никаких заявлений на этот счет от московской пресс-службы гиганта не поступало. Медлительность, с которой всемирно известная сеть фаст-фуда разворачивается в Сибири, удивляет. Тем более что в прошлом году, когда в Новосибирске вроде бы должен был открыться хотя бы один ресторан под этой маркой, McDonald’s не удалось зайти на рынки Кемерово и Томска. В столице Кузбасса производители гамбургеров банально проиграли в торгах на участок земли, в Томске строительство было отложено по причине недовольства со стороны населения. Протесты в прошлом году шли и в Новосибирске.

Однако причины задержки – не в протестах некоторых групп общественности, и не в сложностях с землей, и даже не в возможных проблемах с местными франчайзи (хотя они и возможны). McDonald’s – игрок глобальный, он приходит всерьез и надолго, причем, как правило, серьезно меняет местные рынки и сложившиеся традиции фаст-фуда. Пока что в этом сегменте в Сибири главенствуют локальные игроки. В Кемерово, к примеру, рынок быстрого питания поделен между местными “Подорожником” и “Блоком питания”, а также томскими “Сибирскими блинами”. В Новосибирске лидирующие позиции занимают рестораны New York Pizza (два оператора, суммарно – 16 заведений) и “Вилка-Ложка” (13), но работают здесь и KFC, Carl’s Junior, Subway и Burger King. Как изменится рынок, когда на взрыхленную почву придут рестораны Рональда Макдональда?

За 23 года, что прошли с момента открытия первого ресторана McDonald’s на Пушкинской площади в Москве, гамбургеры прочно вошли в жизнь жителей столичных городов и заняли свою нишу. По данным исследования маркетингового агентства Grinderr, на 1 июня 2013 г. количество ресторанов McDonald’s в России насчитывало 377 штук, причем почти все они находятся в европейской части страны (кроме четырех заведений в Тюмени и Сургуте). В процентном отношении McDonald’s принадлежит пятая часть всего рынка быстрого питания. Оборот сети в России в 2012 г. превысил 55 млрд. руб., таким образом, средняя дневная выручка одного ресторана приблизительно составляет 400 тыс. руб. Точки быстрого питания под брэндом McDonald’s – очевидно, достаточно успешные предприятия как для тех, кто их открывает, так и тех, кто в них работает.

В Новосибирске прекрасные условия для такого игрока. Аналитики Grinderr предполагают, что в 2014 г. оборот рынка общественного питания в городе достигнет показателей в 18,6 млрд. руб., причем на сегмент фаст-фуда придется 5,3 млрд. руб. Это почти на миллиард больше, чем в прошлом году. Иными словами, сегмент растет весьма динамично. Приход McDonald’s, если “Сиб-Фуд” удастся открыть весь семь запланированных ресторанов, позволит уже в 2015 г. забрать пятую часть рынка новосибирского фаст-фуда себе: доход сети уже в первый год работы может превысить 1,3 млрд. руб. А сама сеть войдет в пятерку крупнейших. “Первое время, возможно, будут сложности с вхождением на рынок, но далее все будет хорошо. Ведь McDonald’s – это и показатель успешности города, и определенный стандарт в системе быстрого питания. У нас в Новосибирске много плохих ресторанов, а вот хороших не хватает. Приход McDonald’s повысит конкуренцию и борьбу за потребителя”, – уверен ведущий новосибирский ресторатор Денис Иванов.

Главная страшилка – McDonald’s – своим появлением убьет местных игроков рынка. Аналитики Grinderr уверены, что этого не случится, хотя, безусловно, появление такой сети заберет часть выручки у новосибирских ресторанов быстрого питания, особенно у точек, которые окажутся в соседстве, или у тех, что не обладают уникальной концепцией. Но на самом деле приход McDonald’s даст импульс всему рынку, увеличив его объем и темпы роста в целом. “Появление нового игрока на рынке всегда полезно и выгодно. Это не дает ему пребывать в застое, тонизирует и заставляет остальных игроков развиваться и предпринимать контрмеры, соответствовать современным трендам. И все это нужно помножить на два, а то и больше раз, если на рынок выходит общепризнанный лидер отрасли”, – говорит президент ООО “Марка Подорожник” Татьяна Фомина.

Дело в том, что “Сиб-Фуд” планирует открывать рестораны не на центральных площадках города. Среди заявленных точек наличествуют улица Станционная в районе остановки “Бетонный завод”, пересечение улиц Широкой и Троллейной, а также Сибиряков-Гвардейцев и Петухова. Там сейчас фаст-фуда просто нет, хотя спрос на него явно высокий – вблизи огромные жилмассивы: Западный, Троллейный, Станиславский и Затулинский. В пользу McDonald’s говорит и автомобильная загруженность данных улиц, если, конечно, в ресторанах сразу же будет реализован формат “Мак-Авто”. “Важный момент: на мой взгляд, новосибирцы в большинстве своем – приверженцы дешевой и неприхотливой еды. Как показывает практика, рестораны высокой кухни здесь фактически не нужны, поэтому McDonald’s будет на своем месте”, – уверен Денис Иванов. Иными словами, за счет появления в местах, где конкуренции просто не существует, американские гамбургеры в большей степени не “съедят” чью-то выручку, а создадут ее с нуля. Исключительно под себя. “McDonald’s не войдет в новосибирский фаст-фуд забирать выручку у конкурентов, он станет осваивать пустые ниши в общепите города, не занятые новосибирскими рестораторами. Это, во-первых, спальные районы, где проживает огромное количество людей и где не существует демократичных заведений, куда можно было бы пойти вечером в компании, а тем более с детьми. А во-вторых, это сегмент, ориентированный на автовладельцев”, – подчеркивают аналитики Grinderr. Лишь в некоторых заявленных ранее точках McDonald’s вступит в прямую конкуренцию с уже работающими там заведениями. Речь, прежде всего, идет о фуд-кортах крупных торгово-развлекательных центров, например, “Меги” и “Ауры”. А также на участке по улице Выборной, недалеко от НГПУ (там сейчас работает ресторан New York Pizza), или у ГПНТБ, на пересечении улиц Кирова и Восход. Данные от Grinderr говорят, что студенты вузов сегодня – главный клиент в заведениях новосибирского фаст-фуда. На их долю приходится почти 37% от общего числа посетителей. При этом всего 10% опрошенных в возрасте от 16 до 34 лет бывают в ресторанах быстрого питания как минимум один раз в неделю, остальные ходят в них намного чаще. Впрочем, у ГПНТБ ресторана может и не появиться – общественность уже протестовала против строительства, ссылаясь на вырубку сквера.

Таким образом, распространенное мнение о том, что McDonald’s давно опоздал с приходом на новосибирский рынок, является в большей степени не верным. Кроме того, что рынок за счет такого игрока только вырастет в объемах, профессионалы ресторанной сферы ожидают и других позитивных эффектов. К примеру, революции в системе подготовки кадров для сегмента общественного питания. “На мой взгляд, в Новосибирске нет достаточного количества обслуживающего персонала, который прошел бы системную компанию, подобную McDonald’s”, – говорит Денис Иванов.

“Мы никогда не скрывали, что учимся у коллег, перенимая опыт и внедряя передовые тренды. А в итоге выигрывает клиент, получая более качественную и доступную продукцию. Появление McDonald’s будет иметь еще одну неоспоримую пользу. Наконец-то у наших земляков будет возможность сравнить и вкус, и качество продукта местных производителей и лидеров рынка. И уже на собственном опыте, а не на умозрительных предпосылках определиться со своими предпочтениями. По мне, это будет пик экспансии транснациональных операторов общественного питания на сибирский рынок. Что до того, опаздывает McDonald’s или нет, то такой оператор, который устойчиво входит по самым разным версиям в первую десятку всемирных брэндов, может приходить туда и тогда, куда и когда предписывает прийти его стратегия”, – делится размышлениями Татьяна Фомина. (Эксперт-Сибирь/ Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

 

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru