Пищепром Украины и мира: Казахстан: рынок сахара, 2014 год

30 мар. 2014 г.

Казахстан: рынок сахара, 2014 год

Девальвация тенге поставила под угрозу и без того слабое производство сахара в Казахстане. В Семее и Павлодаре в торговых точках взлетели цены на сахар со 140-150 до 160-180 тенге/кг. Официальные лица уверяют, что ни дефицита сахара на рынке, ни его значительного подорожания в ближайшее время не предвидится. Ситуация на рынке позволяет сделать противоположный вывод. Хотя еще в 2006 г. потребность республики в сахаре на две трети обеспечивалась национальным производством, к 2013 г. его доля уменьшилась до 10%.

--
Свежие записи

Отчего же казахстанские сахарозаводчики так уступили импорту? Одна из причин в том, что на ввозимое сырье, от которого практически целиком зависит сахарное производство, установлены высокие пошлины, а замещение импортного сахара-сырца местной сахарной свеклой невозможно из-за невыгодных для фермеров цен и отсутствия господдержки. А из-за девальвации импортозависимое сахарное производство оказалось в еще более тяжелом положении, и если его проблемы не будут решены, вполне возможно, что в светлое индустриально-инновационное будущее Казахстан войдет без собственной сахарной промышленности.

Положение сахарозаводчиков в последние несколько лет можно назвать стабильным – они стабильно в кризисе. АО “Азия Сахар”, с 2009 г. владевшее всеми предприятиями по производству сахара, обанкротилось в 2011 г., не выдержав конкуренции с импортной продукцией. Эстафету единственного сахарозаводчика приняло ТОО “Центральноазиатская сахарная корпорация” (ЦАСК). От предшественника к ЦАСК перешла часть производственных мощностей. В ведении этой компании находятся шесть сахарных заводов, работают, правда, только четыре из них: Таразский, Коксуский, Ескельдинский и Меркенский. Закрывшиеся предприятия в собственности ЦАСК – Алакольский и Бурундайский сахарные заводы. Ранее в Казахстане функционировали еще два завода: “Аксу-Шекер” и “Investment Management LTD” (Чуйский сахарный завод), но с 2008 г. они также не работают.

По словам директора ЦАСК Галины Баймурзаевой, а также по данным Агентства по защите конкуренции, одной из главных проблем сахарного производства в Казахстане является недостаток сырья местного производства и зависимость от импорта. Посевы сахарной свеклы в Алматинской области сократились за минувший год почти в пять раз: отведенные под сахарную свеклу посевные площади, составлявшие 14 тыс. га в 2012 г., уменьшились до 3 тыс. га в 2013 г. Фермерам невыгодно выращивать эту культуру: закупочная цена упала с 12 тыс. тенге/т до 6 тыс. тенге. “Было бы лучше, если бы мы не зависели от импорта сырца и других материалов из других стран. Но для этого нужно восстановить местное производство сахарной свеклы, тогда мы не были бы так сильно привязаны к доллару. А теперь из-за девальвации мы можем столкнуться с серьезными убытками”, – говорит глава корпорации.

Еще одной проблемой казахстанского сахарного производства является устаревшее заводское оборудование, средств на замену которого у ЦАСК в ее нынешней сложной экономической ситуации нет. “Сегодня есть проблема в самих производствах сахара: советское оборудование, которое стоит на заводах, морально и физически устарело. Кроме того, есть проблема взаимопонимания между производителями и переработчиками”, – сказал по этому поводу председатель правления национального управляющего холдинга “КазАгро” Дулат Айтжанов.

Еще в 2011 г. казахстанские производители сахара просили государство о поддержке: для стабилизации сахарной отрасли предприниматели предлагали обнулить НДС на сахар на три года и снизить ставки кредитования сахаропроизводителей в банках. Они ждали также субсидий от государства. Но, по словам директора ЦАСК, помощь так и не пришла: “Никаких государственных субсидий и помощи от государства мы не получаем. Хотя в Беларуси и в России, например, производители сахара получают субсидии от государства, им дают в лизинг оборудование”, – рассказывает Баймурзаева.

Сахарозаводчики уверены: если б казахстанское сахарное производство получило достаточную поддержку, оно могло бы вернуть себе местный рынок. “Наша корпорация получала 60 тыс. т в прошлом году, из этого количества только 12-13% перерабатывается в конечную продукцию, то есть на выходе мы получили всего около 7 тыс. т сахара, тогда как общая потребность Казахстана в сахаре составляет 450 тыс. т. В 2012 г. мы работали в убыток, чтобы вытеснить Россию с нашего рынка, и в 2013 г. мы наконец получили возможность обеспечивать собственный рынок, мы поставляли сахар во все области Казахстана”, – сообщает Галина Баймурзаева.

Как рассказала директор ЦАСК, казахстанские заводы могут работать круглосуточно и выпускать при этом по 650-800 т сахара ежедневно. Таким образом, мощностей даже двух заводов корпорации хватит, чтобы полностью обеспечить сахаром местного производства рынок Казахстана и удовлетворить потребности всех кондитерских предприятий, производителей напитков и другой продукции.

В минувшем году доля импортного сахара на казахстанском рынке достигла 90%, тогда как в 2012 г. она составляла 64,8%. Как сообщили в комитете таможенного контроля Министерства финансов РК, в 2013 г. объем импортированного из Бразилии сахара увеличился в 2,7 раза и составил 365,2 тыс. т общей стоимостью $169,8 млн.

Всего в минувшем году за пределами ТС Казахстан закупил 431,2 тыс. т сахара на $216,1 млн., что на 45,6% больше по объему и на 14,3% больше по стоимости по сравнению с 2012 г. Кроме Бразилии, в 2013 г. главными импортерами сахара в Казахстан стали Украина (23,7 тыс. т), Азербайджан (21,6 тыс. т) и Польша (16,5 тыс. т).

Как говорит Галина Баймурзаева, в связи с девальвацией тенге цены на продукцию предприятие повышать не будет, несмотря на то что вследствие высокой импортозависимости сахарное производство Казахстана может понести серьезные потери: “Мы не поднимаем цены на сахар, хотя нам это невыгодно. Нас сейчас проверяет антимонопольный комитет. Но мы привязаны к доллару, и если мы не будем повышать цены, мы будем работать в убыток”.

Вкупе с уже существующими финансовыми трудностями девальвация может поставить в опасное положение единственного в стране производителя сахара: “Мы почти все закупаем из-за рубежа: мешки и другие упаковочные материалы закупаем в России, сахар-сырец – из Бразилии. А еще нам нужно выплачивать кредит в банке, по нему у нас уже накопилась задолженность. Нам нужно оплачивать транспортные расходы, а железнодорожные тарифы повысились”, – рассказывает собеседник из ЦАСК.

Кроме того, к началу 2014 г. ставка таможенной пошлины при ввозе сахара-сырца на территорию стран ТС уже увеличилась со $140 до $171/т, и, как сообщил Союз сахаропроизводителей России, в марте она поднимется еще раз, до $203/т. Для последнего казахстанского сахарозаводчика, закупающего большую часть сырца за пределами ТС, такой расклад конкурентных преимуществ также не добавил бы.

Но тут в дело наконец вмешалось государство: с января 2014 г. правительство РК приняло решение об отмене таможенных пошлин на ввоз сахара-сырца: “Установить, что ввоз тростникового сахара-сырца.. в 413,027 тыс. т в 2014 г. осуществляется без уплаты таможенных пошлин в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан”, – говорится в тексте правительственного постановления. Такие меры помогут казахстанскому сахарному производству избежать критических потерь в результате роста таможенных пошлин, но проблема импортозависимости этой отрасли по-прежнему остается открытой.

Хотя сахарное производство Казахстана переживает не лучшие времена, небольшая доля его продукции все же идет на экспорт. “Казахстан экспортировал в 2012 г. сахар в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан”, – рассказала глава ЦАСК. Однако в 2013 г. казахстанский производитель сахара потерял один из этих рынков: Киргизия сама стала обеспечивать себя сахаром. В 2013 г. там было выращено 195 тыс. т сахарной свеклы и произведено 29 тыс. т сахара, что вдвое больше, чем в 2012 г. К тому же в конце 2013 г. Министерство экономики Киргизии приняло решение ввести таможенные пошлины на ввоз белого сахара в страну.

Однако если относительно остальных стран Центральной Азии Казахстан является довольно крупным производителем сахара, то от партнеров по Таможенному союзу он, мягко говоря, отстает. Как отметила в отчете Международная организация по сахару, с точки зрения производства сахара Казахстан является “слабым звеном” в Таможенном союзе. По прогнозам этой организации, из всех стран ТС только Казахстан к 2020 г. все еще будет нуждаться в относительно крупных поставках сахара с мирового рынка.

Для сравнения, Россия уже сейчас является мировым лидером по производству свекловичного сахара, она производит ежегодно 4-5 млн. т этого вида продукции. А вместе с сахаром, производимым из импортного сырца, общий объем производства сахара в России составляет примерно 7,5 млн. т в год, тогда как собственная потребность страны в этом продукте составляет лишь 5,5 млн. т, то есть остальной объем сахара может быть отправлен на экспорт. Сейчас переработкой сахарной свеклы в России заняты 40 заводов, в прошлом году работал 51 завод из 78.

В Беларуси производство сахара тоже развито хорошо, и ее зависимость от импорта сырья сравнительно невелика. Со времен распада Советского Союза посевные площади сахарной свеклы в Беларуси удвоились и на сегодня составляют около 100 тыс. га. В 2013 г. Беларусь произвела 502 тыс. т сахара, из них на экспорт было отправлено приблизительно 400 тыс. т. С 2004 г. Беларусь является нетто-экспортером сахара, поставляя его, в частности, и в Казахстан. (Эксперт-Казахстан/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

 

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru