Казахстан: рынок продуктов птицеводства
В сельском хозяйстве Казахстана пальма первенства по импортозамещению, пожалуй, принадлежит птицеводам. Из десяти каждое девятое яйцо на столе казахстанцев снесено курами-несушками местных птицефабрик. По сути, птицефабрики яичного направления сегодня заканчивают этап восстановления производства и завершают первый инвестцикл. Следующий этап – переход к производству продуктов глубокой переработки: меланж, яичный порошок, желток и белок в жидком виде и т. д.
--Половину потребностей казахстанцев в мясе птицы также обеспечивают местные птицефабрики. Они на полпути к вытеснению американских замороженных “ножек Буша”. Три-четыре года – вполне приемлемый срок, в который, по мнению руководителя Союза птицеводов Руслана Шарипова, местные птицефабрики смогут полностью обеспечить казахстанский рынок мясом птицы. Для этого им необходимо закончить модернизацию средств производства, нарастить мощности и заняться специфичной для них деятельностью – поменять культуру потребления казахстанцев от сомнительной “ножки” к питательному и безопасному свежеохлажденному мясу птицы.
После развала Союза поголовье птиц в РК резко сократилось, в 1994-1996 гг. отрицательная динамика достигала 30%. Упав до минимальных 15,4 млн. птиц в 1996 г., с 1997 г. поголовье начало увеличиваться и теперь составляет 35 млн. Причем динамику задают птицефабрики, в фермерских и домашних хозяйствах количество птиц, напротив, уменьшается. Если соотношение в 2011 г. было 58% против 42% в пользу птицефабрик, то в 2014 г. – 65% против 35%.
Количество забитых в хозяйстве или реализованных на убой птиц является важным “производственным” показателем отрасли. По нему следует, что птицефабрики, специализирующиеся на мясе, вплоть до 2014 г. увеличивали выход продукции. В прошлом году производство откатилось на 1%. Утверждать из-за этого, что отрасль входит в фазу кризиса, преждевременно. Незначительный спад связан с девальвацией российского рубля, которая сделала продукцию РФ в валютном соотношении дешевой.
По подсчетам Руслана Шарипова, за последние 12 лет производство мяса на птицефабриках выросло в 12 раз. “Увеличивается и потребление мяса на душу населения. Если 15 лет назад один казахстанец употребил 3,6 кг мяса птицы, то два года назад – уже 18,3 кг. Самообеспеченность мясом птицы пока составляет около 50%, хотя в стране производство курятины занимает второе место после производства говядины. Потребность внутреннего рынка в мясе птицы составляет около 250-300 тыс. т”, – отмечает он.
Что касается производства яиц, то дела тут обстоят куда лучше. На сегодня производство яиц покрывает 95% потребности в них. В прошлом году количество снесенных яиц превысило показатель советского периода на 2%, в абсолютных цифрах – 4,29 млрд. яиц. Да и средний выход яиц на одну курицу-несушку на птицефабриках последние три года не спеша подбирается к среднему показателю по миру – 300 яиц в год.
По словам главы Союза птицеводов, объем потребления яиц населением ежегодно возрастает. Если в 2000 г. на внутреннем рынке было потреблено 1,5 млрд. яиц, то в 2013 г. – 4,07 млрд. яиц. “Потребление на внутреннем рынке за 9 лет возросло в три раза. Соответственно, увеличивается и потребление яиц на душу населения. Если в 2000 г. потребление на душу населения составляло 102 штуки, то в 2013 г. – 236 яиц. Для сравнения, в 1990 г. потребление яиц на душу населения доходило до 225 штук”, – говорит Руслан Шарипов.
По данным союза, птицеводческая отрасль представлена 52 предприятиями. Их них 32 работают в яичном направлении, 20 – в мясном, в том числе два хозяйства занимаются производством и мяса птицы, и товарного яйца. Также в стране работают по два гусеводческих и утководческих предприятия. “По страусам, к сожалению, ответить сложно. Раньше было два племенных хозяйства (одно в Алматинской, второе в Костанайской области), сейчас таких данных нет. Возможно, что данные по количеству хозяйств по уткам, гусям и страусам слишком занижены и в реальности их больше. Также стоит отметить, что ряд хозяйств имеет племенные свидетельства, и в настоящее время они занимаются как товарным, так и племенным птицеводством”, – рассказывает Шарипов. Несмотря на то, что доля ВВП птицеводства во всем сельском хозяйстве всего лишь 3,8%, все же у отрасли есть неоспоримое преимущество – она показывает стабильный ежегодный прирост (что не свойственно секторам АПК) и практически не подвержена сезонным колебаниям.
Прошлый год для птицефабрик прошел неоднозначно. С одной стороны, нестабильность в Украине и девальвация тенге позволили казахстанским птицеводам увеличить экспорт мяса птицы в Россию в два раза по сравнению с 2013 г. (в абсолютном выражении – $13,5 млн.). Общая динамика импорта мяса говорит в пользу казахстанских сельхозтоваропроизводителей: за два года внешние поставки снизились на 25%. Основным поставщиком все еще остаются США ($99,3 млн.), Украина ($32,7 млн.) и Россия ($29 млн.).
В прошлом году птицеводы яичного направления также занесли плюс в свой экспортный зачет. Они впервые довели поставки до шестизначных цифр. Экспорт в Кыргызстан составил $2,6 млн., в Россию – $780 тыс. Отличный показатель отрасли, учитывая, что в 2013 г. экспортная статья яиц отсутствовала вообще. Что касается внешних поставок, то динамика импорта яиц показывает положительный тренд: за четыре года зарубежная продукция уменьшилась более чем в два раза.
С другой стороны, девальвация рубля в конце 2014 г. улучшила позиции российских товаров, что несколько смазало картину торгового баланса птицеводческой отрасли: при сохранении курсового паритета показатели производства, экспорта и импорта были бы куда лучше нынешних. Впрочем, макроэкономические удары судьбы сыграли и положительную роль. Бизнес убедился: чтобы уменьшить негативное влияние субъективных факторов, необходимо наладить производство продуктов глубокой переработки, которое, помимо прочего, сглаживает сезонные колебания.
“Наш опыт показал, что во время девальвации рубля мы оказались в более привилегированной позиции, нежели другие казахстанские предприятия, которые не выпускают продукцию глубокой переработки”, – рассказывает Рабига Токсеитова, представитель Усть-Каменогорской птицефабрики, специализирующейся в мясном направлении.
После девальвации рубля на птицефабрике начали глубже изучать рынок: какой вид продукции имеет высокий спрос, какой средний, а какой небольшой. Субъективные факторы, на которые бизнес не может влиять, заставили быстрее реагировать на изменения условий внутреннего рынка. “Для этого на заводе должно быть необходимое оборудование, которое при изменении конъюнктуры рынка можно модифицировать и переключить на что-то другое. Над этим мы сейчас работаем”, – подчеркивает Рабига Токсеитова.
Сегодня Усть-Каменогорская птицефабрика представляет собой крупное предприятие с законченным технологическим циклом: производство кормов, выращивание бройлеров, забой и разделка птицы, изготовление и упаковка готового продукта. В 2013 г. при птицеводческом предприятии был открыт колбасный завод мощностью 12 тыс. т в год. Часть сырья поступает от Усть-Каменогорской птицефабрики, другая закупается, поскольку товарная номенклатура представлена не только продукцией из белого мяса, но и красного. Ассортимент исчисляется 80 наименованиями колбасных изделий и деликатесов, в планах довести товарную номенклатуру до 150 наименований и объем производства до предельных мощностей. “В этом году мы запланировали выпустить колбасной продукции 6 тыс. т”, – говорит Токсеитова.
Одна из больших проблем отрасли – накрутка перекупщиков. Усть-Каменогорская птицефабрика решила эту проблему. “Вся продукция развозится по торговым точкам, которые оборудованы специальными холодильниками, обеспечивающими соответствующий температурный режим хранения. Причем мы ограничиваем наших торговых партнеров в сроках реализации: свежеохлажденное мясо можно сохранять только до пяти суток, поэтому все торговые точки покупают только тот объем, который могут продать в течение этого времени. Также мы пришли к соглашению с торговыми точками о том, чтобы наценка не превышала 8%. Понятно, что при такой схеме маржинальность невысокая, но мы формируем клиентскую базу”, – рассказывает Токсеитова.
По словам Якова Мартина, финдиректора “Казгеркус”, переработка – это следующая стадия развития птицефабрик яичного направления. “Казахстанские предприятия покрыли потребности внутреннего рынка, поэтому внутри страны ужесточается конкуренция. Да и российские птицефабрики давят извне. Поэтому есть смысл идти в переработку, ведь там рентабельность выше”, – подчеркивает собеседник. К слову, средняя рентабельность птицефабрик яичного направления за пять лет составила 12%.
По словам Рабиги Токсеитовой, чтобы была перспектива у продукции глубокой переработки, вначале нужно развить у казахстанцев культуру потребления свежеохлажденного мяса птицы. Преимущества известны: ценность и безопасность свежеохлажденного мяса намного выше, чем у замороженного, кроме того, такое мясо исключает инжектирование – накачивание массы водой и различными добавками. Таким образом, местные птицефабрики вытолкнут заполонившее рынок импортное замороженное мясо птицы и смогут нарастить финансовые мышцы для дальнейшего рывка к расширению производства продукции глубокой переработки.
В мире выделяют два направления потребления продуктов глубокой переработки яиц. Первое: в промышленных целях, особенно на масложировых и кондитерских предприятиях, требуется отдельное использование компонентов яйца. Также разделения белка и желтка требует фармацевтическая и текстильная промышленность. Второе: жидкое яйцо в удобной упаковке минимизирует потери в транспортировке. Потенциальные потребители – сфера общепита, заказывающая яйца в больших количествах. “Готовность и желание развивать переработку яиц есть, но нас сдерживает культура потребления. У нас яйцо употребляют в том виде, в котором оно, так скажем, производится. Мы изучали опыт Японии, там культура потребления иная, популярен меланж, грубо говоря, это разделение желтка и белка”, – рассказывает Яков Мартин.
“Необходимо наладить глубокую переработку яйца в республике, потому что сегодня этот продукт уже востребован”, – считают в Союзе птицеводов. Для этого они предлагают включить это направление в программы развития АПК и принять следующие меры: субсидировать частичное удешевление импортного оборудования для птицеводческой отрасли до 50%; ускорить подписание правил инвестиционного субсидирования, согласно которому предприятию возвращается до 20% затраченных капвложений; устранить барьеры при перемещении и реализации товаров внутри страны; создать единые службы по контролю качества продукции, поступающей на национальный рынок; создать собственные брэндовые продукты.
По данным министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, озвученным на ежегодном собрании Союза птицеводов Казахстана в марте текущего года, из Нацфонда на развитие АПК дополнительно выделено 20 млрд. тенге. Из них 5,6 млрд. тенге – на птицеводство, из которых 2,06 млрд. тенге – на удешевление по пищевому яйцу, 567 млн. тенге – на повышение объемов производства по действующему субсидированию, 1,04 млрд. тенге – на пищевое яйцо и 1,3 млрд. тенге – на удешевление фуража. Также ввиду нестабильной ситуации, связанной с девальвацией российского рубля, сейчас на согласовании находится вопрос об удешевлении льготного зерна для птицеводов, выделенного «Продкорпорацией» еще в феврале текущего года. Если предложение утвердят, то за каждую тонну фуража птицеводам будет выплачиваться 7,5 тыс. тенге. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)
--
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница