Пищепром Украины и мира: Мировой рынок бананов

30 мая 2015 г.

Мировой рынок бананов

Банан (лат. Musa) – важная сель­скохозяйственная культура. Во многих странах бананы употребляются в пищу в качестве основного блюда и способны заменить другие продукты, схожие по пищевой ценности. Например, плантайны – нес­ладкая разновидность бананов с высоким содер­жанием крахмала – используются в странах Аф­рики, Южной Америки и Юго-Восточной Азии в качестве альтернативы картофелю. Несмотря на то, что в государствах Европы и Северной Америки банан является не столько одним из основных элементов питания, сколько десертом, фруктовые рынки этих стран сильно зависят от импорта данных плодов. Крупнейшие страны-экспортеры бананов – Эквадор, Филиппины, Гватемала, Коста-Рика и Колумбия.

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Лидером по объему производства бананов традиционно выступает Индия, на втором месте находится КНР. Однако эти страны выращива­ют бананы для внутреннего рынка и практиче­ски не экспортируют собственную продукцию. Похожая ситуация наблюдается в Бразилии, Индонезии и Анголе. Таким образом, несмотря на то, что банановые плантации есть во многих странах, только государства Южной Амери­ки ориентированы на экспорт, в то время как большинство азиатских и африканских ферме­ров реализуют продукцию на внутренних рынках.

В конце 2013 г. производители были встре­вожены новостью о грибке, провоцирующем гниение корневищ банановых растений. В 50-е годы XX в. одна из разновидностей этого гриб­ка практически полностью уничтожила основ­ной в то время экспортный сорт “Гро Мишель”. По мнению специалистов, новое заболевание может нанести непоправимый ущерб сорту “Ка­вендиш”, на который приходится около 90% мирового экспорта бананов. Штаммы этого грибка были обнаружены на банановых план­тациях КНР, Филиппин, Тайваня, Малайзии и некоторых других стран. Поразив плантации в Юго-Восточной Азии, банановый грибок стал распространяться на Ближний Восток и Афри­ку. Почвы Латинской Америки остаются пока незараженными.

Эксперты компании “Intesco Research Group” строят различные прогнозы касательно дальнейшего распространения данного грибка. Если его штаммы локализуются в странах Азии, снижение производства сорта “Кавендиш” при­ведет к росту импортного спроса на бананы со стороны этих стран и, соответственно, к повы­шению мировых цен. Если же грибок распро­странится и на территории Латинской Амери­ки, то это может привести к прекращению про­изводства основного экспортного сорта бананов и фактическому краху мирового бананового рынка.

Ситуация с распространением бананового грибка пока не оказала влияния на российский рынок, на который бананы поставляются преи­мущественно из Эквадора.

Компании-поставщики бананов на мировой рынок

10 марта 2014 г. крупнейшая в мире банано­вая торговая компания “Chiquita” и один из основных поставщиков бананов на европей­ский рынок “Fyffes” объявили о слиянии и об­разовали новую компанию “ChiquitaFyffes”, ставшую лидером на мировом рынке бананов. “ChiquitaFyffes” контролирует 18,7% мирового экспорта бананов. Доли ее основных конкурен­тов – “del Monte” и “Dole” – в 2013 г. составили 12,2% и 11,4% соответственно. “Chiquita” осу­ществляла поставки преимущественно в США (на эту страну приходится 61% всех продаж этой компании), в то время как компания “Fyffes” со штаб-квартирой в Ирландии поставляла ба­наны, главным образом, в Европу (81% всех ее продаж). После слияния 47% операций стали производиться в США, 46% – в Европе, остав­шиеся 7% – на прочих рынках.

Основной целью слияния “Chiquita” и “Fyffes” являются повышение эффективности и экономия на закупочных и логистических рас­ходах. Влияние “ChiquitaFyffes” на банановый рынок будет больше ощущаться на рынке США, где сконцентрированы ее продажи. На рынке Европы конкуренция среди импортеров суще­ственно острее; “Dole” и “Del Monte” являются следующими по значимости европейскими ком­паниями после “ChiquitaFyffes”. Мультинациональные торговые компании, особенно такие, как “Chiquita”, “Dole” и “Fresh del Monte”, исторически играли главную роль в международной торговле бананами. В 1980-е гг. эти три компании контролировали около 65,3% мирового экспорта бананов; однако к 2013 г. их доля снизилась до 36,6%.

Доля крупнейших компаний в мировом экспорте бананов (по физическому объему), %

  2002 г. 2013 г.
Chiquita 22 13
Fresh del Monte 20 12
Dole 16 11
Fyffes 4 6
Noboa 8 2
Прочие 30 56

Источник: FAO.

За последнее десятилетие природа вовле­ченности мультинациональных компаний в ми­ровую торговлю бананами претерпела суще­ственные изменения. В прошлом эти компании владели многочисленными плантациями в Цен­тральной и Южной Америке, а также в других регионах, где выращиваются бананы. С 1980-х годов они начали распродавать плантации и уве­личивать закупки у независимых продуцентов. Отказ от производства был в значительной степени вызван изменениями в степени и харак­тере контроля различных участников рынка над цепочкой поставок. Основные цепи супермарке­тов в США и ЕС стали важными самостоятель­ными игроками в мировой торговле бананами, поскольку они играют доминирующую роль на розничных рынках в крупнейших странах-потребителях бананов и все больше приобретают фрукты у небольших оптовых торговцев или непосредственно у фермеров. Смещение акцента от крупных оптовых поставщиков к розничным торговцам было обусловлено также созданием надежных систем транспортировки из стран Южной Америки в Европу и Россию с исполь­зованием специализированных судов и совре­менной портовой инфраструктуры. Более того, отмечается тенденция к увеличению числа ком­паний-экспортеров в странах, производящих бананы. Например, в Эквадоре в 2004 г. на рынке доминировали три компании – “Noboa”, “Dole” и “Reybanpac”, однако к 2013 г. их совокупный удельный вес существенно снизился и составил всего 23%. В 2011-2012 гг. число зарегистриро­ванных экспортеров бананов в стране выросло со 181 до 333.

FAO о мировом рынке бананов

Экспорт. В 2012 г. мировой экспорт бананов до­стиг рекордного уровня в 16,5 млн. т, что на 7,3% больше, чем в 2011г. Такой рост объясняется, прежде всего, увеличением отгрузок из Латин­ской Америки и стран Карибского бассейна, не­смотря на плохой урожай в Эквадоре. Эквадор традиционно считается крупнейшим экспорте­ром бананов в мире, однако в 2012 г. наводне­ние повредило урожай, в результате чего про­изводство сократилось на 416 тыс. т (или 5,6%). Уменьшение экспортных отгрузок из Эквадора на 410 тыс. т было компенсировано их расшире­нием из других стран, особенно из центрально­африканских.

В целом в 2012 г. отмечалось дальнейшее снижение экспорта из Южной Америки и его повышение из Центральной Америки и Мекси­ки. В 2011 г. отгрузки из Южной Америки сокра­тились на 6,4%, из Центральной Америки и Мек­сики – расширились на 22,1%. Средняя доля Южной Америки в мировом экспорте бананов уменьшилась с 50,2% в 2007-2011гг. до 43,6% в 2012 г.; доля Центральной Америки и Мекси­ки, напротив, возросла с 29,4% до 33,4%.

Крупнейшими американскими странами-экспортерами бананов являются Коста-Ри­ка, Колумбия, Гватемала, Гондурас, Мексика, Перу. Отгрузки бананов из Колумбии в 2012 г. сократились, главным образом, из-за распро­странения болезни моко (бактериального вилта). Перу является одним из самым динамично раз­вивающихся экспортеров: если в 2000 г. бананы из этой страны практически не экспортирова­лись, то в 2012 г. отгрузки достигли 124 тыс. т. Основная доля этого объема пришлась на про­дукцию с сертификатом “справедливой торгов­ли” (“Fairtrade”) и экологически чистые бананы, выращенные ассоциациями мелких земельных собственников.

В середине лета 2014 г. от шторма и проливных дождей пострадало примерно 15 тыс. га ба­нановых плантаций в северных районах Колум­бии; более 4 тыс. га были полностью разрушены. Как следствие, во всех странах Латинской Аме­рики отмечалось повышение цен на бананы.

Среди стран Карибского бассейна крупней­шим экспортером выступает Доминиканская Ре­спублика; с 2000 г. по 2011 г. отмечался активный рост вывоза бананов из этой страны, для которой они остаются основным экспортным товаром. Другие страны Карибского бассейна экспортируют лишь небольшие объемы, кото­рые в последние годы постепенно снижаются. Отгрузки из Ямайки прекратились после 2008 г.; выращиваемые там бананы теперь поставляются исключительно на внутренний рынок.

Экспорт из стран Азии существенно возрос в последнее время. После резкого снижения в 2006-2010 гг., вызванного падением отгрузок из Филиппин, он повысился в 2011 г. на 25,6%, в 2012 г.- на 27,1%. В результате Филиппины стали вторым по величине экспортером бананов в мире после Эквадора.

На мировых поставках бананов в 2013 г. отри­цательно сказалось снижение урожая в Эквадоре и на Филиппинах. В Эквадоре продолжилось сокращение посадочных площадей – с 200 тыс. га в январе 2012 г. до 171 тыс. га в феврале 2013 г., что отразило, в частности, пессимистический настрой эквадорских производителей, обуслов­ленный тем, что практически все другие экспор­теры, поставляющие бананы на рынок ЕС, поль­зуются выгодами преференциального таможен­ного тарифа, в то время как импортеры бананов из Эквадора продолжают уплачивать пошлину по тарифной ставке режима наибольшего благопри­ятствования (MFN, most-favoured-nation). На Фи­липпинах неблагоприятные погодные условия отрицательно сказались на производстве бана­нов в 2013 г.: около четверти всех плантацион­ных площадей было повреждено тайфуном Бофа в декабре 2012 г. Поставки в ЕС из Центральной Америки и Колумбии остались на высоком уров­не; этому способствовало снижение таможенных пошлин.

С января по апрель 2014 г. экспорт бананов из Эквадора увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17% – до 102,8 млн. коробок. Из порта Пуэр­то-Боливар в этот период было отправлено около 26 млн. коробок бананов (на 7% больше, чем в ян­варе-апреле 2013 г.).

Мировой экспорт бананов в распределении по странам, тыс. т

  2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
Всего 11922,1 12251,4 12898,2 14276,8 14872,3 14180,2 16494,8
Лат. Америка и страны Карибского бассейна 9723,9 9933,1 10436,7 11260,8 11955,0 11771,7 13028,0
Центр. и Южн. Америка 9479,1 9674,3 10222,5 10950,2 11687,8 11392,2 12705,4
Бразилия 71,8 241,0 188,1 194,3 130,9 139,5 95,7
Гватемала 801,3 971,7 1013,8 982,6 1354,7 1369,1 1920,8
Гондурас 375,3 441,4 527,7 516,2 605,7 512,4 901,4
Колумбия 1680,2 1570,4 1470,9 1697,4 1798,3 1802,6 1834,9
Коста-Рика 1883,3 1622,6 1792,5 1961,1 1872,6 1820,9 2028,6
Мексика 45,5 35,8 41,6 66,6 74,9 174,1 307,5
Панама 489,3 418,5 398,0 431,1 366,6 272,4 245,0
Перу 0,9 19,1 27,3 57,1 78,2 89,4 123,8
Эквадор 3939,5 4199,2 4537,0 4797,8 5132,8 4945,0 4982,1
Страны Карибского бассейна 244,8 258,9 214,2 310,5 267,3 379,5 322,6
Доминиканская Республика 80,2 114,7 102,0 205,6 191,9 340,4 297,2
Азия 1703,8 1785,3 1904,7 2410,3 2305,7 1764,9 2817,9
Филиппины 1599,4 1685,0 1797,3 2311,5 2192,6 1590,1 2646,1
Африка 494,1 532,9 556,8 605,7 611,4 643,5 648,8
Камерун 238,2 258,8 294,9 256,6 268,7 232,8 246,5
Кот-д’Ивуар 217,3 256,0 252,4 286,4 264,3 335,6 339,4

Источник: FAO.

В начале текущего года в условиях падения мировых цен на нефть правительство Эквадора провело реформу, предусматривающую увеличе­ние налогового бремени в различных отраслях, в том числе в производстве бананов. Как про­гнозируют эквадорские экспортеры, в результа­те данной реформы цены на бананы в Эквадоре возрастут и превысят уровень конкурентов из других стран Латинской Америки.

Импорт. Крупнейшими мировыми импортерами бананов являются ЕС и США. В 2012 г. их доли в общем импорте составили по 27%, доля России достигла 8%, Японии – 7%, КНР – 4%.

Слабый спрос в ЕС оказал значительное влияние на мировой рынок бананов в 2012 г. Это затронуло многих поставщиков, более все­го – Эквадор, Коста-Рику и Доминиканскую Республику. Снижение импортного спроса бы­ло вызвано, прежде всего, расширением производства бананов в ЕС (с 612 тыс. т в 2011 г. до 649 тыс. т в 2012 г.), а также уменьшением потре­бления на душу населения (с 10,4 кг в 2011 г. до 10,2 кг в 2012 г.). Более того, рост курса долла­ра в евро способствовал ограничению спроса на бананы “за доллары”. Только Перу, Белиз и Гана смогли повысить поставки бананов в ЕС.

Мировой импорт бананов в распределении по странам, тыс. т

  2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
Всего 12150,8 11835,4 12780,0 13877,0 15101,7 15340,1 16251,6
Развивающиеся страны 2270,5 1976,0 2503,7 299,8 3396,7 3824,0 3756,1
Лат. Америка и страны Карибского бассейна 636,0 500,6 562,6 562,9 622,6 641,2 667,8
Аргентина 340,0 229,5 303,3 295,7 346,8 351,1 376,6
Чили 192,6 149,1 159,7 168,9 175,0 175,7 190,6
Азия 1576,2 1200,7 1614,8 2226,6 2529,5 2862,4 2736,2
Иран 200,0 150,7 270,9 372,8 751,6 639,5 355,5
КНР 642,3 401,3 437,3 446,7 421,0 740,8 715,8
Кувейт 23,3 25,5 30,2 67,6 96,1 91,1 139,8
ОАЭ 68,5 68,3 157,6 210,5 126,7 93,3 129,7
Респ. Корея 184,2 187,2 208,3 279,7 258,1 337,9 368,0
Саудовская Аравия 186,9 176,5 211,5 235,1 256,7 307,4 306,2
Сирия 68,7 47,8 93,9 322,7 219,6 232,3 293,4
Турция 124,2 64,6 110,2 168,6 219,1 200,7 225,1
Африка 58,2 274,8 326,3 201,3 244,6 320,3 352,1
Алжир 0,0 231,5 204,6 147,2 163,9 207,9 231,0
Развитые страны 9880,4 9859,4 10276,3 10886,2 11705,0 11516,2 12495,5
ЕС 3890,1 3886,8 4001,0 4365,3 4877,3 4508,7 4487,6
Прочие европейские страны 812,6 1059,9 1315,5 1531,9 1700,4 1672,9 1901,8
Россия 499,5 640,8 842,7 883,5 988,5 1068,6 1253,6
Украина 59,5 79,1 67,6 272,0 278,1 214,8 242,6
Северная Америка 4028,9 3907,2 3864,9 3851,6 3930,9 4107,5 4876,8
Канада 398,4 417,0 440,6 456,7 477,6 496,1 527,0
США 3630,4 3490,2 3424,2 3395,0 3453,4 3611,4 4349,7
Азия              
Япония 1078,7 936,3 1026,0 1043,6 1092,7 1109,1 1086,4

Источник: FAO.

В Европе бананы выращиваются на Канарских островах (Испания), в Гваделупе и на Мар­тинике (заморские департаменты Франции), на Кипре, в Греции и Португалии. В 2012 г. произ­водство бананов на Канарских островах возросло на 24 тыс. т, в Гваделупе и на Мартинике – на 9 тыс. т по сравнению с предыдущим годом. В це­лом на бананы, выращенные в ЕС, приходится около 12,6% всего регионального потребления.

В то же время доля импорта, облагаемого тари­фом MFN, составляет примерно 68,3%, бананов, ввезенных в ЕС из Африки, стран Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, – 19,1%. Импорт бананов в США, напротив, проде­монстрировал в 2012 г. положительную дина­мику. Потребление бананов на душу населения в стране возросло с 11,6 кг в 2010 г. до 13,2 кг в 2011 г. и 13,8 кг в 2012 г. Поставки бананов в США из Эквадора в 2012 г. существенно сни­зились – на 18% (или 159 тыс. т), прежде всего, в результате уменьшения производства в этой стране. Это сокращение было компенсирова­но ростом импорта из Центральной Америки и Мексики (на 326 тыс. т), а также из Колумбии и Гондураса.

Импортные цены на бананы. Средние им­портные цены на бананы в ЕС повысились с 604 евро/т в 2011 г. до 623 евро/т в 2012 г. Этот рост был вызван, прежде всего, укрепле­нием курса доллара по отношению к евро, в то время как спрос оставался невысоким. В дол­ларовом выражении цены, наоборот, снизи­лись – с $840 до $801.

В США в результате высокого спроса импортные цены достигли в 2012 г. рекордного уровня в $984/т, что на 1,7% выше уровня пре­дыдущего года. Особенно высокими цены были в феврале, марте и апреле 2012 г., превысив от­метку в $1000/т. В 2013 г. цены стабилизи­ровались на более низком уровне по сравнению с 2012 г. В первые шесть месяцев 2013 г. они были на 7,4% ниже аналогичного периода предыду­щего года ($923/т), однако все же оставались намного выше среднего уровня импортных цен в ЕС, несмотря на то, что в некоторых странах, например во Франции, отмечалась повышатель­ная тенденция._

В Японии импортные цены на бананы снизились на 4,9% – с 67250 иен/т в 2011 г. до 63983 иен/т в 2012 г. В этой стране традиционно наблюдаются заметные сезонные колебания цен: в апреле и мае они почти на треть выше, чем в январе и феврале. В КНР, напротив, сред­ние импортные цены возросли – с $490/т в 2011 г. до $599/т в 2012 г.

Торгово-политические аспекты функционирования мирового рынка бананов

Переговоры между ЕС и Латинской Америкой относительно торговли бананами (самые про­должительные в истории ВТО переговоры, на­чавшиеся еще в 1992 г.) завершились 8 ноября 2012 г. подписанием Женевского соглашения о торговле бананами. Ключевым моментом это­го соглашения стал уровень базовых тарифов ЕС (MFN) на бананы. В 2009 г. ЕС снизило свой импортный тариф со 176 евро/т до 148 евро/т. К 2017-2019 гг. он должен уменьшиться до 114 евро/т.

В ответ на снижение тарифа MFN на бананы Европейским союзом США и страны Латинской Америки согласились прекратить все иски про­тив ЕС в Органе по разрешению споров ВТО и не требовать каких-либо дополнительных сокраще­ний ставок на сельскохозяйственные товары на переговорах в рамках Доха-раунда. При средней импортной цене в 623 евро/т в 2012 г. тариф MFN в 136 евро/т был эквивалентен пошлине ад валорем в 21,8%.

График снижения европейского тарифа MFN по Соглашению о торговле бананами

  Тарифные ставки, евро/т
15 декабря 2009 г.- 31 декабря 2010 г. 148
1 января 2011 г. 143
1 января 2012 г. 136
1 января 2013 г. 132
1 января 2014 г. 127
1 января 2015 г. 122
1 января 2016 г. 117
1 января 2017 г. 114

Источник: FAO.

Аналогично тарифу MFN были снижены по­шлины ЕС на ввоз бананов из Колумбии, Перу и стран Центральной Америки в рамках Согла­шений об ассоциации, которые эти страны под­писали с ЕС. С 1 августа 2013 г. действует согла­шение об обеспечении беспошлинного импорта из Колумбии, Гондураса, Никарагуа и Панамы, а в марте 2013 г. вступило в силу преференци­альное торговое соглашение между ЕС и Перу. По данному соглашению преференциальный таможенный тариф был установлен в 124 евро/т в 2013 г. и будет постепенно сокра­щен до 75 евро/т к 2020 г. Подобные согла­шения планировалось заключить в дальнейшем с Коста-Рикой, Гватемалой и Сальвадором.

После подписания соглашения не было за­регистрировано существенного повышения экспорта бананов из стран Латинской Америки в ЕС. Более того, в 2012 г. импорт латиноаме­риканских бананов в страны ЕС сократился из­-за низкого спроса. Среди отдельных стран АКТ отмечались различные тенденции. Например, Белизу удалось значительно расширить отгруз­ки в ЕС, в то же время другие государства, в том числе Камерун, сократили их. Кот-д’Ивуар уве­личил экспорт в неевропейские страны.

Поставщики бананов из стран Африки, Ка­рибского бассейна и Тихоокеанского региона (страны АКТ; “ACP” – “African, Caribbean and Pacific Group of States”), имеющие соглашение об экономическом партнерстве с ЕС, выигрывают от беспошлинного доступа к рынку ЕС. Все страны АКТ заключили постоянные или временные со­глашения о беспошлинном ввозе бананов в ЕС. Изменения в режиме импорта бананов в ЕС продолжают вызывать озабоченность у мно­гих стран АКТ. В этих условиях ЕС оказывает этим странам финансовую поддержку в рам­ках программы “BAM” (“Banana Accompanying Measures”) общей стоимостью 190 млн. евро. Дан­ные меры поддержки были предложены Евро­пейской комиссией в марте 2010 г. Соглашение было достигнуто в конце 2011 г., однако факти­ческая реализация программы началась только в 2013 г. За последнее десятилетие более 10 тыс. т бананов в среднегодовом исчислении экспор­тировали следующие страны АКТ: Камерун, Кот-д’Ивуар и Гана в Африке; Белиз, Домини­ка, Доминиканская Республика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Ямайка и Суринам в Карибском бассейне.

Распределение средств BAM по странам, млн. евро

  Минимум Максимум
Белиз 20,5 23,0
Гана 6,5 7,5
Доминика 14,0 15,5
Доминиканская Респ. 15,0 16,5
Камерун 44,0 49,0
Кот-д’Ивуар 40,5 45,0
Сент-Винсент и Гренадины 9,0 10,0
Сент-Люсия 9,5 10,5
Суринам 8,5 9,5
Ямайка 4,5 5,0

Источник: Programming Guidelines, Banana Accompanying Measures (BAM), 2012-2013, January 2012.

Российский рынок бананов

В России банан является одним из трех наиболее популярных фруктов. В Советский Союз бананы начали поставлять с середины 50-х годов. Они пользовались огромным спросом, несмотря на то, что в то время специальных камер хранения не было, и бананы зрели несколько недель на скла­дах или продавались зелеными, и покупателям приходилось создавать условия для их дозрева­ния в домашних условиях. Бананы поставлялись из Эквадора, Кубы, Вьетнама и КНР, как в све­жем, так и в вяленом виде.

В 2012 г. доля бананов в совокупных поставках свежих овощей и фруктов в Россию достигла 14%. В последнее время основную конкуренцию бананам среди импортируемых в страну фруктов составляют цитрусовые и яблоки. Как и у других фруктов, на российском рынке бананов наблю­дается сезонность поставок. Спад импорта про­исходит, как правило, в третьем квартале, когда на рынке присутствует местная продукция, его увеличение – в весенние месяцы и в конце года. Около 90% импорта бананов в Россию прихо­дится на Эквадор. Другими странами-постав­щиками выступают Коста-Рика, Филиппины, Колумбия и КНР. Одним из основных факторов, определяющих лидирующую позицию Эквадора в поставках бананов на российский рынок, явля­ется более плотная структура фруктов и их более длительный срок хранения. Эксперты связывают это с относительно мягким и ровным климатом без существенных перепадов температуры, ха­рактерным именно для данного региона. Для российского рынка возможность длительно­го хранения и транспортировки фруктов имеет ключевое значение.

В последнее время эксперты отмечают рост числа не только российских импортеров бана­нов, но и стран, из которых поставляются эти фрукты. Данной тенденции способствует так­же увеличение доли контейнерных поставок на рынке бананов. Отсутствие необходимости в единовременной загрузке целого судна созда­ет возможность организации поставок мелкими партиями. Это позволяет некрупным импорте­рам принимать участие в формировании рынка, экспериментировать с сортами и источниками поставок, выходить на отдельных фермеров из стран-производителей. С другой стороны, за­висимость от погодных, транспортных и обще­ственно-политических условий в странах, где сосредоточено производство бананов, порождает дополнительные риски и нестабильность рос­сийского бананового рынка.

Ассортимент бананов постоянно расширяется. Российские импортеры стали закупать крас­ные бананы, которые сложно транспортировать, но которые привлекают население новиз­ной, сахарные карликовые бананы, яблочные ба­наны. Параллельно с этим бананы все чаще стали использоваться при изготовлении различных де­сертов и коктейлей.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), средняя розничная цена на бананы в РФ в январе 2015 г. выросла по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 48% – до 70,8 руб./кг. Эксперты объ­ясняют такое подорожание девальвацией рубля. Если перевести розничные цены в доллары, то получается, что бананы подешевели на 2% – до $911,6/т.

В результате ослабления рубля импортеры теперь вынуждены делать предоплату товара и брать дорогие валютные кредиты, что также могло стать причиной роста розничных цен на бананы. Ситуация кризиса в российской эконо­мике наложилась и на традиционный рост спро­са на бананы в зимний период в северном полу­шарии.

Эксперты пока затрудняются строить прогнозы относительно стоимости бананов в России в 2015 г. С одной стороны, к середине весны це­ны на данный вид фруктов традиционно снижа­ются, с другой стороны, из-за динамики валют­ных курсов они могут продолжить расти. Девальвация рубля стала причиной сниже­ния популярности бананов в стране – потребле­ние уменьшилось впервые после 1998 г. В 2014 г. оно составило 8,9 кг на душу населения, что на 5% ниже уровня 2013 г.

Бананы в России практически не перераба­тываются, а продаются населению в свежем ви­де. Поэтому при оценке объемов потребления бананов можно отталкиваться от данных Феде­ральной таможенной службы: в 2014 г. импорт бананов уменьшился по сравнению с предыду­щим годом почти на 5% и составил 1,28 млн. т ($958 млн.).

По данным поставщика фруктов и овощей ООО “Артэс”, из-за снижения потребления ба­нанов импортеры терпят убытки. Как сообщают другие участники рынка, сейчас остался толь­ко прямой импорт через терминал в Санкт-Пе­тербурге из Эквадора, Коста-Рики и других стран – производителей. Раньше бананы постав­лялись также через страны ЕС.

Поставки бананов в Россию в распределении по странам-экспортерам, тыс. т

  2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г.
Всего 895,4 1006,8 1068,6 1255,6 1339,1
Эквадор 797,6 903,0 976,6 1121,6 1279,2
Филиппины 30,5 31,5 29,8 37,6 23,8
Коста-Рика 27,5 65,9 48,2 79,9 16,8
Колумбия 20,5 0,2 5,2 14,0 13,7
Мексика 1,1 0,1 2,9
Панама 10,2 0,2 0,8

Источник: freshmarket.ru.

Крупнейшим импортером бананов в Россию является торговая сеть “Магнит”, кото­рой управляет компания “Тандер”. По данным пресс-службы “Магнита”, розничная сеть им­портирует бананы с октября 2010 г. только для собственных нужд. Поставки осуществляются по морю на фрахтуемых судах, затем – на собствен­ных автомобилях в распределительные центры сети. В 2014 г. логистическая система “Магнита” включала 23 распределительных центра и около 6 тыс. автомобилей. Второе и третье места среди крупнейших им­портеров бананов занимают компании “Омега” и “Артэс”. В отличие от “Магнита”, другие ри­тейлеры, в том числе “X5 Retail Group”, “Дикси” и “Auchan”, закупают бананы у оптовых постав­щиков. В целом на “Тандер” в 2013 г. пришлось около 21% всех поставок эквадорских бана­нов в Россию, на “Омегу” – 14%, “Артэс” – 9%, “Altey” – 8%, “MegaFruit Ltd” – 7%, “Montanita Era Ltd” – 6%, “Восход” – 5%.

Примечание

Маркировка “Fairtrade” – это система сертификации, созданная для того, чтобы покупатели могли отличить продукцию, соответствующую стандартам Справедливой торговли. Находящаяся под наблюдением органа, издающего стандарты (“FLO International”), и органа сертификации (“FLO-CERT”), система предусматривает независимый аудит производителей и тор­говцев. Чтобы продукт мог нести на себе знак “International Fairtrade Certification” или “Fair Trade Certified”, его производи­тель должен быть сертифицирован FLO-CERT. Урожай должен быть выращен и собран в соответствии со стандартами “FLO International”. Цепочка поставок также должна быть под надзором “FLO-CERT”.

Сертификация гарантирует не только справедливые цены, но и приверженность принципам этичного потребления, таким, как запрет детского и рабского труда, гарантии безопасности рабочего места, право создания профсоюзов, приверженность правам человека, справедливую цену, покрывающую стоимость продукции, общественное развитие, защиту и сохранение природы. Система также предполагает долгосрочные деловые отношения между продавцом и покупателем, префинансирование уро­жая и большую прозрачность цепи поставок.

Система “справедливой” торговли охватывает расширяющийся спектр продукции: бананы, мед, кофе, апельсины, какао, хлопок, сухие и свежие фрукты и овощи, соки, орехи, рис, специи, сахар, чай, вино. Компании, соответствующие стандартам “спра­ведливой” торговли, могут размещать соответствующий знак на своей продукции. Знак “International Fairtrade Certification” был разработан FLO в 2002 г. и заменил 12 знаков, использовавшихся различными инициативами. Новый сертификационный знак в данный момент используется во всем мире, кроме США и Канады. Знак “Fair Trade Certified”, применяющийся в этих двух странах, в будущем должен быть заменен знаком “International Fairtrade Certification”. (Ю. Петрова, БИКИ/Пищепром Украины и мира)

 

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru