Мировой рынок бананов
Банан (лат. Musa) – важная сельскохозяйственная культура. Во многих странах бананы употребляются в пищу в качестве основного блюда и способны заменить другие продукты, схожие по пищевой ценности. Например, плантайны – несладкая разновидность бананов с высоким содержанием крахмала – используются в странах Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии в качестве альтернативы картофелю. Несмотря на то, что в государствах Европы и Северной Америки банан является не столько одним из основных элементов питания, сколько десертом, фруктовые рынки этих стран сильно зависят от импорта данных плодов. Крупнейшие страны-экспортеры бананов – Эквадор, Филиппины, Гватемала, Коста-Рика и Колумбия.
--Лидером по объему производства бананов традиционно выступает Индия, на втором месте находится КНР. Однако эти страны выращивают бананы для внутреннего рынка и практически не экспортируют собственную продукцию. Похожая ситуация наблюдается в Бразилии, Индонезии и Анголе. Таким образом, несмотря на то, что банановые плантации есть во многих странах, только государства Южной Америки ориентированы на экспорт, в то время как большинство азиатских и африканских фермеров реализуют продукцию на внутренних рынках.
В конце 2013 г. производители были встревожены новостью о грибке, провоцирующем гниение корневищ банановых растений. В 50-е годы XX в. одна из разновидностей этого грибка практически полностью уничтожила основной в то время экспортный сорт “Гро Мишель”. По мнению специалистов, новое заболевание может нанести непоправимый ущерб сорту “Кавендиш”, на который приходится около 90% мирового экспорта бананов. Штаммы этого грибка были обнаружены на банановых плантациях КНР, Филиппин, Тайваня, Малайзии и некоторых других стран. Поразив плантации в Юго-Восточной Азии, банановый грибок стал распространяться на Ближний Восток и Африку. Почвы Латинской Америки остаются пока незараженными.
Эксперты компании “Intesco Research Group” строят различные прогнозы касательно дальнейшего распространения данного грибка. Если его штаммы локализуются в странах Азии, снижение производства сорта “Кавендиш” приведет к росту импортного спроса на бананы со стороны этих стран и, соответственно, к повышению мировых цен. Если же грибок распространится и на территории Латинской Америки, то это может привести к прекращению производства основного экспортного сорта бананов и фактическому краху мирового бананового рынка.
Ситуация с распространением бананового грибка пока не оказала влияния на российский рынок, на который бананы поставляются преимущественно из Эквадора.
Компании-поставщики бананов на мировой рынок
10 марта 2014 г. крупнейшая в мире банановая торговая компания “Chiquita” и один из основных поставщиков бананов на европейский рынок “Fyffes” объявили о слиянии и образовали новую компанию “ChiquitaFyffes”, ставшую лидером на мировом рынке бананов. “ChiquitaFyffes” контролирует 18,7% мирового экспорта бананов. Доли ее основных конкурентов – “del Monte” и “Dole” – в 2013 г. составили 12,2% и 11,4% соответственно. “Chiquita” осуществляла поставки преимущественно в США (на эту страну приходится 61% всех продаж этой компании), в то время как компания “Fyffes” со штаб-квартирой в Ирландии поставляла бананы, главным образом, в Европу (81% всех ее продаж). После слияния 47% операций стали производиться в США, 46% – в Европе, оставшиеся 7% – на прочих рынках.
Основной целью слияния “Chiquita” и “Fyffes” являются повышение эффективности и экономия на закупочных и логистических расходах. Влияние “ChiquitaFyffes” на банановый рынок будет больше ощущаться на рынке США, где сконцентрированы ее продажи. На рынке Европы конкуренция среди импортеров существенно острее; “Dole” и “Del Monte” являются следующими по значимости европейскими компаниями после “ChiquitaFyffes”. Мультинациональные торговые компании, особенно такие, как “Chiquita”, “Dole” и “Fresh del Monte”, исторически играли главную роль в международной торговле бананами. В 1980-е гг. эти три компании контролировали около 65,3% мирового экспорта бананов; однако к 2013 г. их доля снизилась до 36,6%.
Доля крупнейших компаний в мировом экспорте бананов (по физическому объему), %
2002 г. | 2013 г. | |
Chiquita | 22 | 13 |
Fresh del Monte | 20 | 12 |
Dole | 16 | 11 |
Fyffes | 4 | 6 |
Noboa | 8 | 2 |
Прочие | 30 | 56 |
Источник: FAO.
За последнее десятилетие природа вовлеченности мультинациональных компаний в мировую торговлю бананами претерпела существенные изменения. В прошлом эти компании владели многочисленными плантациями в Центральной и Южной Америке, а также в других регионах, где выращиваются бананы. С 1980-х годов они начали распродавать плантации и увеличивать закупки у независимых продуцентов. Отказ от производства был в значительной степени вызван изменениями в степени и характере контроля различных участников рынка над цепочкой поставок. Основные цепи супермаркетов в США и ЕС стали важными самостоятельными игроками в мировой торговле бананами, поскольку они играют доминирующую роль на розничных рынках в крупнейших странах-потребителях бананов и все больше приобретают фрукты у небольших оптовых торговцев или непосредственно у фермеров. Смещение акцента от крупных оптовых поставщиков к розничным торговцам было обусловлено также созданием надежных систем транспортировки из стран Южной Америки в Европу и Россию с использованием специализированных судов и современной портовой инфраструктуры. Более того, отмечается тенденция к увеличению числа компаний-экспортеров в странах, производящих бананы. Например, в Эквадоре в 2004 г. на рынке доминировали три компании – “Noboa”, “Dole” и “Reybanpac”, однако к 2013 г. их совокупный удельный вес существенно снизился и составил всего 23%. В 2011-2012 гг. число зарегистрированных экспортеров бананов в стране выросло со 181 до 333.
FAO о мировом рынке бананов
Экспорт. В 2012 г. мировой экспорт бананов достиг рекордного уровня в 16,5 млн. т, что на 7,3% больше, чем в 2011г. Такой рост объясняется, прежде всего, увеличением отгрузок из Латинской Америки и стран Карибского бассейна, несмотря на плохой урожай в Эквадоре. Эквадор традиционно считается крупнейшим экспортером бананов в мире, однако в 2012 г. наводнение повредило урожай, в результате чего производство сократилось на 416 тыс. т (или 5,6%). Уменьшение экспортных отгрузок из Эквадора на 410 тыс. т было компенсировано их расширением из других стран, особенно из центральноафриканских.
В целом в 2012 г. отмечалось дальнейшее снижение экспорта из Южной Америки и его повышение из Центральной Америки и Мексики. В 2011 г. отгрузки из Южной Америки сократились на 6,4%, из Центральной Америки и Мексики – расширились на 22,1%. Средняя доля Южной Америки в мировом экспорте бананов уменьшилась с 50,2% в 2007-2011гг. до 43,6% в 2012 г.; доля Центральной Америки и Мексики, напротив, возросла с 29,4% до 33,4%.
Крупнейшими американскими странами-экспортерами бананов являются Коста-Рика, Колумбия, Гватемала, Гондурас, Мексика, Перу. Отгрузки бананов из Колумбии в 2012 г. сократились, главным образом, из-за распространения болезни моко (бактериального вилта). Перу является одним из самым динамично развивающихся экспортеров: если в 2000 г. бананы из этой страны практически не экспортировались, то в 2012 г. отгрузки достигли 124 тыс. т. Основная доля этого объема пришлась на продукцию с сертификатом “справедливой торговли” (“Fairtrade”) и экологически чистые бананы, выращенные ассоциациями мелких земельных собственников.
В середине лета 2014 г. от шторма и проливных дождей пострадало примерно 15 тыс. га банановых плантаций в северных районах Колумбии; более 4 тыс. га были полностью разрушены. Как следствие, во всех странах Латинской Америки отмечалось повышение цен на бананы.
Среди стран Карибского бассейна крупнейшим экспортером выступает Доминиканская Республика; с 2000 г. по 2011 г. отмечался активный рост вывоза бананов из этой страны, для которой они остаются основным экспортным товаром. Другие страны Карибского бассейна экспортируют лишь небольшие объемы, которые в последние годы постепенно снижаются. Отгрузки из Ямайки прекратились после 2008 г.; выращиваемые там бананы теперь поставляются исключительно на внутренний рынок.
Экспорт из стран Азии существенно возрос в последнее время. После резкого снижения в 2006-2010 гг., вызванного падением отгрузок из Филиппин, он повысился в 2011 г. на 25,6%, в 2012 г.- на 27,1%. В результате Филиппины стали вторым по величине экспортером бананов в мире после Эквадора.
На мировых поставках бананов в 2013 г. отрицательно сказалось снижение урожая в Эквадоре и на Филиппинах. В Эквадоре продолжилось сокращение посадочных площадей – с 200 тыс. га в январе 2012 г. до 171 тыс. га в феврале 2013 г., что отразило, в частности, пессимистический настрой эквадорских производителей, обусловленный тем, что практически все другие экспортеры, поставляющие бананы на рынок ЕС, пользуются выгодами преференциального таможенного тарифа, в то время как импортеры бананов из Эквадора продолжают уплачивать пошлину по тарифной ставке режима наибольшего благоприятствования (MFN, most-favoured-nation). На Филиппинах неблагоприятные погодные условия отрицательно сказались на производстве бананов в 2013 г.: около четверти всех плантационных площадей было повреждено тайфуном Бофа в декабре 2012 г. Поставки в ЕС из Центральной Америки и Колумбии остались на высоком уровне; этому способствовало снижение таможенных пошлин.
С января по апрель 2014 г. экспорт бананов из Эквадора увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17% – до 102,8 млн. коробок. Из порта Пуэрто-Боливар в этот период было отправлено около 26 млн. коробок бананов (на 7% больше, чем в январе-апреле 2013 г.).
Мировой экспорт бананов в распределении по странам, тыс. т
2000 г. | 2002 г. | 2004 г. | 2006 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2012 г. | |
Всего | 11922,1 | 12251,4 | 12898,2 | 14276,8 | 14872,3 | 14180,2 | 16494,8 |
Лат. Америка и страны Карибского бассейна | 9723,9 | 9933,1 | 10436,7 | 11260,8 | 11955,0 | 11771,7 | 13028,0 |
Центр. и Южн. Америка | 9479,1 | 9674,3 | 10222,5 | 10950,2 | 11687,8 | 11392,2 | 12705,4 |
Бразилия | 71,8 | 241,0 | 188,1 | 194,3 | 130,9 | 139,5 | 95,7 |
Гватемала | 801,3 | 971,7 | 1013,8 | 982,6 | 1354,7 | 1369,1 | 1920,8 |
Гондурас | 375,3 | 441,4 | 527,7 | 516,2 | 605,7 | 512,4 | 901,4 |
Колумбия | 1680,2 | 1570,4 | 1470,9 | 1697,4 | 1798,3 | 1802,6 | 1834,9 |
Коста-Рика | 1883,3 | 1622,6 | 1792,5 | 1961,1 | 1872,6 | 1820,9 | 2028,6 |
Мексика | 45,5 | 35,8 | 41,6 | 66,6 | 74,9 | 174,1 | 307,5 |
Панама | 489,3 | 418,5 | 398,0 | 431,1 | 366,6 | 272,4 | 245,0 |
Перу | 0,9 | 19,1 | 27,3 | 57,1 | 78,2 | 89,4 | 123,8 |
Эквадор | 3939,5 | 4199,2 | 4537,0 | 4797,8 | 5132,8 | 4945,0 | 4982,1 |
Страны Карибского бассейна | 244,8 | 258,9 | 214,2 | 310,5 | 267,3 | 379,5 | 322,6 |
Доминиканская Республика | 80,2 | 114,7 | 102,0 | 205,6 | 191,9 | 340,4 | 297,2 |
Азия | 1703,8 | 1785,3 | 1904,7 | 2410,3 | 2305,7 | 1764,9 | 2817,9 |
Филиппины | 1599,4 | 1685,0 | 1797,3 | 2311,5 | 2192,6 | 1590,1 | 2646,1 |
Африка | 494,1 | 532,9 | 556,8 | 605,7 | 611,4 | 643,5 | 648,8 |
Камерун | 238,2 | 258,8 | 294,9 | 256,6 | 268,7 | 232,8 | 246,5 |
Кот-д’Ивуар | 217,3 | 256,0 | 252,4 | 286,4 | 264,3 | 335,6 | 339,4 |
Источник: FAO.
В начале текущего года в условиях падения мировых цен на нефть правительство Эквадора провело реформу, предусматривающую увеличение налогового бремени в различных отраслях, в том числе в производстве бананов. Как прогнозируют эквадорские экспортеры, в результате данной реформы цены на бананы в Эквадоре возрастут и превысят уровень конкурентов из других стран Латинской Америки.
Импорт. Крупнейшими мировыми импортерами бананов являются ЕС и США. В 2012 г. их доли в общем импорте составили по 27%, доля России достигла 8%, Японии – 7%, КНР – 4%.
Слабый спрос в ЕС оказал значительное влияние на мировой рынок бананов в 2012 г. Это затронуло многих поставщиков, более всего – Эквадор, Коста-Рику и Доминиканскую Республику. Снижение импортного спроса было вызвано, прежде всего, расширением производства бананов в ЕС (с 612 тыс. т в 2011 г. до 649 тыс. т в 2012 г.), а также уменьшением потребления на душу населения (с 10,4 кг в 2011 г. до 10,2 кг в 2012 г.). Более того, рост курса доллара в евро способствовал ограничению спроса на бананы “за доллары”. Только Перу, Белиз и Гана смогли повысить поставки бананов в ЕС.
Мировой импорт бананов в распределении по странам, тыс. т
2000 г. | 2002 г. | 2004 г. | 2006 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2012 г. | |
Всего | 12150,8 | 11835,4 | 12780,0 | 13877,0 | 15101,7 | 15340,1 | 16251,6 |
Развивающиеся страны | 2270,5 | 1976,0 | 2503,7 | 299,8 | 3396,7 | 3824,0 | 3756,1 |
Лат. Америка и страны Карибского бассейна | 636,0 | 500,6 | 562,6 | 562,9 | 622,6 | 641,2 | 667,8 |
Аргентина | 340,0 | 229,5 | 303,3 | 295,7 | 346,8 | 351,1 | 376,6 |
Чили | 192,6 | 149,1 | 159,7 | 168,9 | 175,0 | 175,7 | 190,6 |
Азия | 1576,2 | 1200,7 | 1614,8 | 2226,6 | 2529,5 | 2862,4 | 2736,2 |
Иран | 200,0 | 150,7 | 270,9 | 372,8 | 751,6 | 639,5 | 355,5 |
КНР | 642,3 | 401,3 | 437,3 | 446,7 | 421,0 | 740,8 | 715,8 |
Кувейт | 23,3 | 25,5 | 30,2 | 67,6 | 96,1 | 91,1 | 139,8 |
ОАЭ | 68,5 | 68,3 | 157,6 | 210,5 | 126,7 | 93,3 | 129,7 |
Респ. Корея | 184,2 | 187,2 | 208,3 | 279,7 | 258,1 | 337,9 | 368,0 |
Саудовская Аравия | 186,9 | 176,5 | 211,5 | 235,1 | 256,7 | 307,4 | 306,2 |
Сирия | 68,7 | 47,8 | 93,9 | 322,7 | 219,6 | 232,3 | 293,4 |
Турция | 124,2 | 64,6 | 110,2 | 168,6 | 219,1 | 200,7 | 225,1 |
Африка | 58,2 | 274,8 | 326,3 | 201,3 | 244,6 | 320,3 | 352,1 |
Алжир | 0,0 | 231,5 | 204,6 | 147,2 | 163,9 | 207,9 | 231,0 |
Развитые страны | 9880,4 | 9859,4 | 10276,3 | 10886,2 | 11705,0 | 11516,2 | 12495,5 |
ЕС | 3890,1 | 3886,8 | 4001,0 | 4365,3 | 4877,3 | 4508,7 | 4487,6 |
Прочие европейские страны | 812,6 | 1059,9 | 1315,5 | 1531,9 | 1700,4 | 1672,9 | 1901,8 |
Россия | 499,5 | 640,8 | 842,7 | 883,5 | 988,5 | 1068,6 | 1253,6 |
Украина | 59,5 | 79,1 | 67,6 | 272,0 | 278,1 | 214,8 | 242,6 |
Северная Америка | 4028,9 | 3907,2 | 3864,9 | 3851,6 | 3930,9 | 4107,5 | 4876,8 |
Канада | 398,4 | 417,0 | 440,6 | 456,7 | 477,6 | 496,1 | 527,0 |
США | 3630,4 | 3490,2 | 3424,2 | 3395,0 | 3453,4 | 3611,4 | 4349,7 |
Азия | |||||||
Япония | 1078,7 | 936,3 | 1026,0 | 1043,6 | 1092,7 | 1109,1 | 1086,4 |
Источник: FAO.
В Европе бананы выращиваются на Канарских островах (Испания), в Гваделупе и на Мартинике (заморские департаменты Франции), на Кипре, в Греции и Португалии. В 2012 г. производство бананов на Канарских островах возросло на 24 тыс. т, в Гваделупе и на Мартинике – на 9 тыс. т по сравнению с предыдущим годом. В целом на бананы, выращенные в ЕС, приходится около 12,6% всего регионального потребления.
В то же время доля импорта, облагаемого тарифом MFN, составляет примерно 68,3%, бананов, ввезенных в ЕС из Африки, стран Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, – 19,1%. Импорт бананов в США, напротив, продемонстрировал в 2012 г. положительную динамику. Потребление бананов на душу населения в стране возросло с 11,6 кг в 2010 г. до 13,2 кг в 2011 г. и 13,8 кг в 2012 г. Поставки бананов в США из Эквадора в 2012 г. существенно снизились – на 18% (или 159 тыс. т), прежде всего, в результате уменьшения производства в этой стране. Это сокращение было компенсировано ростом импорта из Центральной Америки и Мексики (на 326 тыс. т), а также из Колумбии и Гондураса.
Импортные цены на бананы. Средние импортные цены на бананы в ЕС повысились с 604 евро/т в 2011 г. до 623 евро/т в 2012 г. Этот рост был вызван, прежде всего, укреплением курса доллара по отношению к евро, в то время как спрос оставался невысоким. В долларовом выражении цены, наоборот, снизились – с $840 до $801.
В США в результате высокого спроса импортные цены достигли в 2012 г. рекордного уровня в $984/т, что на 1,7% выше уровня предыдущего года. Особенно высокими цены были в феврале, марте и апреле 2012 г., превысив отметку в $1000/т. В 2013 г. цены стабилизировались на более низком уровне по сравнению с 2012 г. В первые шесть месяцев 2013 г. они были на 7,4% ниже аналогичного периода предыдущего года ($923/т), однако все же оставались намного выше среднего уровня импортных цен в ЕС, несмотря на то, что в некоторых странах, например во Франции, отмечалась повышательная тенденция._
В Японии импортные цены на бананы снизились на 4,9% – с 67250 иен/т в 2011 г. до 63983 иен/т в 2012 г. В этой стране традиционно наблюдаются заметные сезонные колебания цен: в апреле и мае они почти на треть выше, чем в январе и феврале. В КНР, напротив, средние импортные цены возросли – с $490/т в 2011 г. до $599/т в 2012 г.
Торгово-политические аспекты функционирования мирового рынка бананов
Переговоры между ЕС и Латинской Америкой относительно торговли бананами (самые продолжительные в истории ВТО переговоры, начавшиеся еще в 1992 г.) завершились 8 ноября 2012 г. подписанием Женевского соглашения о торговле бананами. Ключевым моментом этого соглашения стал уровень базовых тарифов ЕС (MFN) на бананы. В 2009 г. ЕС снизило свой импортный тариф со 176 евро/т до 148 евро/т. К 2017-2019 гг. он должен уменьшиться до 114 евро/т.
В ответ на снижение тарифа MFN на бананы Европейским союзом США и страны Латинской Америки согласились прекратить все иски против ЕС в Органе по разрешению споров ВТО и не требовать каких-либо дополнительных сокращений ставок на сельскохозяйственные товары на переговорах в рамках Доха-раунда. При средней импортной цене в 623 евро/т в 2012 г. тариф MFN в 136 евро/т был эквивалентен пошлине ад валорем в 21,8%.
График снижения европейского тарифа MFN по Соглашению о торговле бананами
Тарифные ставки, евро/т | |
15 декабря 2009 г.- 31 декабря 2010 г. | 148 |
1 января 2011 г. | 143 |
1 января 2012 г. | 136 |
1 января 2013 г. | 132 |
1 января 2014 г. | 127 |
1 января 2015 г. | 122 |
1 января 2016 г. | 117 |
1 января 2017 г. | 114 |
Источник: FAO.
Аналогично тарифу MFN были снижены пошлины ЕС на ввоз бананов из Колумбии, Перу и стран Центральной Америки в рамках Соглашений об ассоциации, которые эти страны подписали с ЕС. С 1 августа 2013 г. действует соглашение об обеспечении беспошлинного импорта из Колумбии, Гондураса, Никарагуа и Панамы, а в марте 2013 г. вступило в силу преференциальное торговое соглашение между ЕС и Перу. По данному соглашению преференциальный таможенный тариф был установлен в 124 евро/т в 2013 г. и будет постепенно сокращен до 75 евро/т к 2020 г. Подобные соглашения планировалось заключить в дальнейшем с Коста-Рикой, Гватемалой и Сальвадором.
После подписания соглашения не было зарегистрировано существенного повышения экспорта бананов из стран Латинской Америки в ЕС. Более того, в 2012 г. импорт латиноамериканских бананов в страны ЕС сократился из-за низкого спроса. Среди отдельных стран АКТ отмечались различные тенденции. Например, Белизу удалось значительно расширить отгрузки в ЕС, в то же время другие государства, в том числе Камерун, сократили их. Кот-д’Ивуар увеличил экспорт в неевропейские страны.
Поставщики бананов из стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (страны АКТ; “ACP” – “African, Caribbean and Pacific Group of States”), имеющие соглашение об экономическом партнерстве с ЕС, выигрывают от беспошлинного доступа к рынку ЕС. Все страны АКТ заключили постоянные или временные соглашения о беспошлинном ввозе бананов в ЕС. Изменения в режиме импорта бананов в ЕС продолжают вызывать озабоченность у многих стран АКТ. В этих условиях ЕС оказывает этим странам финансовую поддержку в рамках программы “BAM” (“Banana Accompanying Measures”) общей стоимостью 190 млн. евро. Данные меры поддержки были предложены Европейской комиссией в марте 2010 г. Соглашение было достигнуто в конце 2011 г., однако фактическая реализация программы началась только в 2013 г. За последнее десятилетие более 10 тыс. т бананов в среднегодовом исчислении экспортировали следующие страны АКТ: Камерун, Кот-д’Ивуар и Гана в Африке; Белиз, Доминика, Доминиканская Республика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Ямайка и Суринам в Карибском бассейне.
Распределение средств BAM по странам, млн. евро
Минимум | Максимум | |
Белиз | 20,5 | 23,0 |
Гана | 6,5 | 7,5 |
Доминика | 14,0 | 15,5 |
Доминиканская Респ. | 15,0 | 16,5 |
Камерун | 44,0 | 49,0 |
Кот-д’Ивуар | 40,5 | 45,0 |
Сент-Винсент и Гренадины | 9,0 | 10,0 |
Сент-Люсия | 9,5 | 10,5 |
Суринам | 8,5 | 9,5 |
Ямайка | 4,5 | 5,0 |
Источник: Programming Guidelines, Banana Accompanying Measures (BAM), 2012-2013, January 2012.
Российский рынок бананов
В России банан является одним из трех наиболее популярных фруктов. В Советский Союз бананы начали поставлять с середины 50-х годов. Они пользовались огромным спросом, несмотря на то, что в то время специальных камер хранения не было, и бананы зрели несколько недель на складах или продавались зелеными, и покупателям приходилось создавать условия для их дозревания в домашних условиях. Бананы поставлялись из Эквадора, Кубы, Вьетнама и КНР, как в свежем, так и в вяленом виде.
В 2012 г. доля бананов в совокупных поставках свежих овощей и фруктов в Россию достигла 14%. В последнее время основную конкуренцию бананам среди импортируемых в страну фруктов составляют цитрусовые и яблоки. Как и у других фруктов, на российском рынке бананов наблюдается сезонность поставок. Спад импорта происходит, как правило, в третьем квартале, когда на рынке присутствует местная продукция, его увеличение – в весенние месяцы и в конце года. Около 90% импорта бананов в Россию приходится на Эквадор. Другими странами-поставщиками выступают Коста-Рика, Филиппины, Колумбия и КНР. Одним из основных факторов, определяющих лидирующую позицию Эквадора в поставках бананов на российский рынок, является более плотная структура фруктов и их более длительный срок хранения. Эксперты связывают это с относительно мягким и ровным климатом без существенных перепадов температуры, характерным именно для данного региона. Для российского рынка возможность длительного хранения и транспортировки фруктов имеет ключевое значение.
В последнее время эксперты отмечают рост числа не только российских импортеров бананов, но и стран, из которых поставляются эти фрукты. Данной тенденции способствует также увеличение доли контейнерных поставок на рынке бананов. Отсутствие необходимости в единовременной загрузке целого судна создает возможность организации поставок мелкими партиями. Это позволяет некрупным импортерам принимать участие в формировании рынка, экспериментировать с сортами и источниками поставок, выходить на отдельных фермеров из стран-производителей. С другой стороны, зависимость от погодных, транспортных и общественно-политических условий в странах, где сосредоточено производство бананов, порождает дополнительные риски и нестабильность российского бананового рынка.
Ассортимент бананов постоянно расширяется. Российские импортеры стали закупать красные бананы, которые сложно транспортировать, но которые привлекают население новизной, сахарные карликовые бананы, яблочные бананы. Параллельно с этим бананы все чаще стали использоваться при изготовлении различных десертов и коктейлей.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), средняя розничная цена на бананы в РФ в январе 2015 г. выросла по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 48% – до 70,8 руб./кг. Эксперты объясняют такое подорожание девальвацией рубля. Если перевести розничные цены в доллары, то получается, что бананы подешевели на 2% – до $911,6/т.
В результате ослабления рубля импортеры теперь вынуждены делать предоплату товара и брать дорогие валютные кредиты, что также могло стать причиной роста розничных цен на бананы. Ситуация кризиса в российской экономике наложилась и на традиционный рост спроса на бананы в зимний период в северном полушарии.
Эксперты пока затрудняются строить прогнозы относительно стоимости бананов в России в 2015 г. С одной стороны, к середине весны цены на данный вид фруктов традиционно снижаются, с другой стороны, из-за динамики валютных курсов они могут продолжить расти. Девальвация рубля стала причиной снижения популярности бананов в стране – потребление уменьшилось впервые после 1998 г. В 2014 г. оно составило 8,9 кг на душу населения, что на 5% ниже уровня 2013 г.
Бананы в России практически не перерабатываются, а продаются населению в свежем виде. Поэтому при оценке объемов потребления бананов можно отталкиваться от данных Федеральной таможенной службы: в 2014 г. импорт бананов уменьшился по сравнению с предыдущим годом почти на 5% и составил 1,28 млн. т ($958 млн.).
По данным поставщика фруктов и овощей ООО “Артэс”, из-за снижения потребления бананов импортеры терпят убытки. Как сообщают другие участники рынка, сейчас остался только прямой импорт через терминал в Санкт-Петербурге из Эквадора, Коста-Рики и других стран – производителей. Раньше бананы поставлялись также через страны ЕС.
Поставки бананов в Россию в распределении по странам-экспортерам, тыс. т
2006 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Всего | 895,4 | 1006,8 | 1068,6 | 1255,6 | 1339,1 |
Эквадор | 797,6 | 903,0 | 976,6 | 1121,6 | 1279,2 |
Филиппины | 30,5 | 31,5 | 29,8 | 37,6 | 23,8 |
Коста-Рика | 27,5 | 65,9 | 48,2 | 79,9 | 16,8 |
Колумбия | 20,5 | 0,2 | 5,2 | 14,0 | 13,7 |
Мексика | – | – | 1,1 | 0,1 | 2,9 |
Панама | 10,2 | 0,2 | – | – | 0,8 |
Источник: freshmarket.ru.
Крупнейшим импортером бананов в Россию является торговая сеть “Магнит”, которой управляет компания “Тандер”. По данным пресс-службы “Магнита”, розничная сеть импортирует бананы с октября 2010 г. только для собственных нужд. Поставки осуществляются по морю на фрахтуемых судах, затем – на собственных автомобилях в распределительные центры сети. В 2014 г. логистическая система “Магнита” включала 23 распределительных центра и около 6 тыс. автомобилей. Второе и третье места среди крупнейших импортеров бананов занимают компании “Омега” и “Артэс”. В отличие от “Магнита”, другие ритейлеры, в том числе “X5 Retail Group”, “Дикси” и “Auchan”, закупают бананы у оптовых поставщиков. В целом на “Тандер” в 2013 г. пришлось около 21% всех поставок эквадорских бананов в Россию, на “Омегу” – 14%, “Артэс” – 9%, “Altey” – 8%, “MegaFruit Ltd” – 7%, “Montanita Era Ltd” – 6%, “Восход” – 5%.
Примечание
Маркировка “Fairtrade” – это система сертификации, созданная для того, чтобы покупатели могли отличить продукцию, соответствующую стандартам Справедливой торговли. Находящаяся под наблюдением органа, издающего стандарты (“FLO International”), и органа сертификации (“FLO-CERT”), система предусматривает независимый аудит производителей и торговцев. Чтобы продукт мог нести на себе знак “International Fairtrade Certification” или “Fair Trade Certified”, его производитель должен быть сертифицирован FLO-CERT. Урожай должен быть выращен и собран в соответствии со стандартами “FLO International”. Цепочка поставок также должна быть под надзором “FLO-CERT”.
Сертификация гарантирует не только справедливые цены, но и приверженность принципам этичного потребления, таким, как запрет детского и рабского труда, гарантии безопасности рабочего места, право создания профсоюзов, приверженность правам человека, справедливую цену, покрывающую стоимость продукции, общественное развитие, защиту и сохранение природы. Система также предполагает долгосрочные деловые отношения между продавцом и покупателем, префинансирование урожая и большую прозрачность цепи поставок.
Система “справедливой” торговли охватывает расширяющийся спектр продукции: бананы, мед, кофе, апельсины, какао, хлопок, сухие и свежие фрукты и овощи, соки, орехи, рис, специи, сахар, чай, вино. Компании, соответствующие стандартам “справедливой” торговли, могут размещать соответствующий знак на своей продукции. Знак “International Fairtrade Certification” был разработан FLO в 2002 г. и заменил 12 знаков, использовавшихся различными инициативами. Новый сертификационный знак в данный момент используется во всем мире, кроме США и Канады. Знак “Fair Trade Certified”, применяющийся в этих двух странах, в будущем должен быть заменен знаком “International Fairtrade Certification”. (Ю. Петрова, БИКИ/Пищепром Украины и мира)
--
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница