Россия: ОАО «Новосибирский завод «Экран» на рынке стеклотары в 2014 году
Крупнейший в Сибири производитель стеклянной тары ОАО “Новосибирский завод “Экран” (входит в РАТМ Холдинг) по итогам девяти месяцев 2014 г. показал 269,7 млн. руб. чистого убытка. При этом по ряду показателей “Экран” был и остается одним из самых крепко стоящих на ногах предприятий в своей отрасли не только в Сибири, но и в России в целом. О том, почему не стоит гнаться за быстрой выручкой, зачем производителям тарного стекла вкладывать средства в разработку новых технологий и о своем видении перспектив отрасли рассказал генеральный директор новосибирского завода “Экран” Павел Бобошик.
--Свежие записи
“Итоги 2014 г. подводить еще рано, но глядя на показатели десяти месяцев, можно уверенно говорить, что мы выполним план по производству, а по объемам продаж и выручке даже прибавим 2-3% к ожиданиям, – поясняет Павел Бобошик. – Те убытки, которые мы фиксируем сегодня, были нами спрогнозированы и являются составной частью нашего бюджетного плана. Нам даже удалось немного снизить запланированные потери”.
С начала 2014 г. завод “Экран” начал реализацию двухлетней инвестиционной программы модернизации оборудования. Программа предусматривает пошаговый капитальный ремонт печей предприятия, предполагающий увеличение их мощностей, а также масштабный проект строительства новой печи №6. Сейчас на заводе из десяти производственных линий работает пять. С реализацией пунктов инвестпрограммы в 2015 г. на заводе введут еще три линии.
“2014 г. мы закончим с показателем производства около 310 млн. единиц стеклотары, тогда как при работе на полную мощность можем производить около 450 млн. бутылок – именно эту цифру можно считать точкой безубыточности, – уточняет директор завода. – Производственные площади “Экрана” позволяют в перспективе выйти на производительность 700-800 млн. бутылок. Но это значило бы, что мы стали монополистами в Сибири. А пока существует завод в Тюмени, и сюда везут бутылку из европейской части России по низким ценам, нам такие объемы не нужны. Идеальный вариант для рынка сегодня – 450 млн. единиц в год”.
Стратегия завода “Экран” – планомерно, сознательно идя на убытки, возвращать предприятие к своим мощностям путем качественного ремонта с использованием передовых технологий и лучших материалов. И это несмотря на то, что с введением европейских санкций и падением курса рубля управленцы и инвесторы завода прогнозируют подорожание вложений до 40%.
“В России очень сложная обстановка с содой (входит в состав для изготовления стекломассы. – Ред.), и поставщик нам диктует условия, – рассказывает Павел Бобошик. – Упаковочные материалы, которые делают частично из импортных составляющих, могут подняться в цене. В остальном западные санкции производства не коснутся: мы работаем на домашнем сырье, энергии, транспорте. Но вот что касается оборудования – пока импортные запчасти однозначно выигрывают, а мы планируем продолжать модернизацию и нам придется закупать детали”.
Впрочем, своим примером завод “Экран” доказал, что даже в условиях масштабных ремонтов оборудования предприятию можно и нужно работать над снижением затрат. В текущем году благодаря оптимизации штата и усиленной работе с персоналом “Экрану” удалось повысить производительность труда на 12%. Кроме того, в 2014 г. предприятие на 10% увеличило коэффициент использования технологической системы. Еще одной значимой причиной снижения планируемых заводом убытков стало увеличение средней цены за 1 т стекломассы – даже при условии, что в целом в стекольной отрасли цены на тарное стекло давно не растут.
Как рассказал Павел Бобошик, бутылка, которую в 2008 г. продавали по 7 руб. за штуку, сегодня уходит на рынке по 4 руб. И это невзирая на то, что цена на основной расходный материал для производства стекломассы – соду – по сравнению с тем же 2008 г. выросла в два раза. Но поднимать стоимость за единицу товара местным производителям бессмысленно, поясняет стекольщик: из европейской части России в Сибирь везут бутылку, предлагая ее на 30 коп. дешевле рыночной стоимости.
Причина процветания демпинговой стратегии в отрасли – количество мощностей по производству тарного стекла в России сегодня на 40% превышает потребности рынка. А особенность большинства оборудования по производству бутылки такова, что печь, запрограммированная на выпуск, например, 150 т стеклотары, не может выдавать меньший объем, следовательно, все “лишние” тонны бутылки производители стремятся продать за любые деньги, чтобы хоть как-то снизить убытки предприятий.
По мнению Павла Бобошика, имеющего многолетний опыт работы в стекольной промышленности Европы, Азии и Америки, это ситуация не одного дня, она свидетельствует о глубоком кризисе рынка тарного стекла и является предвестником скорого “схлопывания” значительной части производств, открытых в России на волне оптимизма в конце девяностых – середине двухтысячных годов.
“В 2000 г., когда сюда массово стали приходить Heineken, Danone, Nestle, Coca-cola и прочие производители напитков, мощностей не хватало, – разъясняет Павел Бобошик. – Бутылку привозили из Финляндии, Чехии, Польши, откуда угодно – за бешеные деньги. Первые в России стекольные заводы окупались за три года. Это было настолько привлекательно, что не только российские и чешские банки не глядя давали деньги, даже американские инвестфонды вкладывали в заводы в России – потребность в бутылке на тот момент казалась безграничной. Сегодня же мы имеем большое количество заводов, значительная часть которых без преувеличения работает на грани убытка. Они покрывают основные расходы на материалы и зарплаты, не закладывая средств на амортизацию и возврат денег кредиторам. Мой прогноз: в ближайшие 2-3 года рынок тарного стекла ожидают массовые банкротства. Примеры таких банкротств уже есть, так же, как есть примеры проектов, оставшихся лишь на бумаге. А пока это огромное количество мощностей будет существовать и пока этот пузырь “плохих кредитов” не лопнет, средняя цена бутылки не поднимется”.
Логичным развитием событий Павел Бобошик считает в ближайшем будущем выкуп производственного оборудования у банкротящихся заводов крепкими предприятиями отрасли. Пока же последние активно работают на улучшение качества продукции – ремонтируют и обновляют печи, оптимизируют инфраструктуру, улучшают работу отделов формокомплектов, инвестируют в новые разработки и внедрение передовых технологий. Все эти пункты входят в инвестиционную программу завода “Экран”, рассчитанную на ближайшие два года.
Средняя цена за 1 т тарного стекла в России сегодня составляет около 12 тыс. руб. Чтобы производство считалось эффективным и прибыльным, необходима цена хотя бы в 15 тыс. руб. Заводу “Экран” в 2014 г. удалось найти решение, позволяющее увеличить стоимость 1 т тарного стекла, не подняв при этом цену за единицу. Пустив на предприятии линию по производству бутылки по технологии NNBP, предприятие стало первым в Сибири предлагать производителям напитков облегченную стеклотару и, как следствие, выиграло в цене – инновационная технология уменьшает вес стеклотары на 20-25%, а значит, на столько же вырастает количество продаваемых единиц в 1 т продукции.
“Пуск производственной линии по этой технологии – лишь один из пунктов нашей большой инвестиционной программы модернизации производственных мощностей завода, – сообщает Павел Бобошик. – Спрос на “облегченку” растет с каждым днем, только в октябре 2014 г. для Efes мы изготовили 5 млн. бутылок. В настоящее время завод имеет контракты с ведущими брэндами напитков в Сибири и ведет переговоры с производителями европейской части России и Казахстана. Согласно нашим планам, вторая линия NNBP будет пущена в конце весны 2015 г., и даже на третью линию, которую мы планируем ввести в начале 2016 г., уже есть договоренности по загрузке”.
В конце октября 2014 г. на заводе “Экран” успешно прошли две серии испытаний технологии добавления углеродных нанотрубок при изготовлении стекломассы. Лабораторными экспериментами использования нанотрубок в стекольной отрасли в Новосибирске занимается подразделение РАТМ Холдинга – УК “Ломоносов Капитал”. По словам Павла Бобошика, испытания прошли успешно и вселяют оптимизм: “Использование нанотехнологий при изготовлении стекломассы позволит сделать облегченную бутылку более прочной, что немаловажно для транспортировки тары и особенно ценно для производителей пива, которым необходимо, чтобы бутылка была одновременно легкой и держала давление”. Не исключено, что сертификат на стеклотару с нанонапылением предприятие получит уже до конца года.
Ставка на последние технологии в производстве стеклотары и серьезное обновление оборудования на предприятии закономерно повлекли за собой пересмотр инфраструктуры управления печами и управленческой стратегии завода “Экран” в целом, потребовали набора новых сотрудников и их обучения. В начале марта на заводе торжественно ввели в эксплуатацию отремонтированную печь №4. Одновременно предприятие пустило новое качественное инспекционное оборудование, стоимостью 1400 тысяч евро. Благодаря этому “Экран” начал поставлять бутылку компании Heineken и другим крупным игрокам пищевого сектора, требующим от тары гарантированного соответствия самым высоким стандартам качества.
В следующем году ОАО “Новосибирский завод “Экран” ставит две основные задачи – отремонтировать печь №5 и спроектировать капитальный ремонт печи №2. На ремонт печи №5 направят 75 млн. руб., он будет осуществлен за счет средств акционеров. Печь №2 потребует больших вложений – 396 млн. руб. По словам Павла Бобошика, источники финансирования пока обсуждаются: рассматривается как вариант вхождения нового инвестора, так и банковский кредит. А до конца 2016 г. предприятию предстоит решить, что целесообразней: капитальный холодный ремонт печи №4 или реализация масштабного проекта возведения печи №6, необходимый объем инвестиций в строительство и оборудование которой составит около 25 млн. евро.
“Мы единственный завод стеклотары в России, который не берет трубку, когда звонят заказчики, – шутит Павел Бобошик. – Из-за нехватки мощностей “Экран” не в состоянии обеспечить всех желающих клиентов от Урала до Владивостока и Казахстан. Но пока решение по возведению шестой печи полностью зависит от рынка: назначить цену, соответствующую ресурсозатратам и качеству продукции, мы не можем даже тем потребителям, которых выбираем сами, – чем выше цена, тем быстрее на этого заказчика выходят производители, находящиеся в предбанкротном состоянии и готовые отдать свою бутылку по цене ниже себестоимости”. (Эксперт-Сибирь/Пищепром Украины и мира)
--
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница