Пищепром Украины и мира: Украина: удешевление акцизных марок не поможет защитить рынок от теневой продукции

9 янв. 2015 г.

Украина: удешевление акцизных марок не поможет защитить рынок от теневой продукции

Вместо ввода электронной акцизной марки правительство удешевляет старую бумажную. Согласно проекту постановления Кабинета министров, стоимость акцизной марки для производителей алкогольной продукции снизится с 1 января 2015 г. на 8 коп., до 19 коп. за марку, для изготовителей табачных изделий – на 5 коп., до 9 коп. за марку. Благодаря этому производители сэкономят, по подсчетам Министерства финансов, около 0,5 млрд. грн.

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Уменьшение стоимости акцизной марки произойдет в том числе за счет отказа от элементов, которые должны были, но не смогли, защитить товар от подделок. Например, отсутствие на марке QR-кода сбережет 300 млн. грн., сказано в письме Минфина (текстом располагает “Капитал”) на имя председателя Государственной фискальной службы Игоря Билоуса. Голограммы для алкогольной продукции будут сужены в два раза, до 4 мм, что позволит сэкономить 41,2 млн. грн. Еще 155,6 млн. грн. правительство планирует сэкономить за счет проведения прозрачных тендеров по закупке голограмм. “Таким образом, мы пошли навстречу и производителям, и потребителям. В свою очередь ожидаем, что нелегальный оборот алкоголя уменьшится”, – написал на своей страничке в социальной сети Facebook Игорь Билоус.

Инициатива правительства производителям понравилась, но они так и не смогли понять, как предложенные изменения уменьшат объем теневого рынка.

С теневым рынком украинские власти борются перманентно. В 2012 г. доля контрафактной продукции на рынке алкоголя достигала, по данным профильной ассоциации “Укрводка”, около 35 %, а табачной продукции – 6,6%, подсчитала исследовательская компания TNS. Именно тогда активизировалось обсуждение внедрения электронной акцизной марки. Система электронных акцизных марок Codentify – это IT-технология, позволяющая контролировать движение продукции, маркированной этими кодами. Производители табачной продукции даже были готовы сами финансировать реализацию этого проекта.

Но в марте 2013 г. тогдашнее правительство приняло решение о введении акцизных марок с усиленными элементами защиты, что привело к повышению стоимости марки для алкогольных напитков на 16,7 коп. (до 27 коп.), а для табачных изделий – на 8,7 коп. (до 14,2 коп.). Вопреки прогнозам мера не привела к уменьшению теневого рынка. Поддельный алкоголь к концу 2013 г. занимал уже 40% рынка, а поддельные сигареты – около 10 %. Потери государственного бюджета за 2013 г. оценены Минфином в 2,3 млрд. грн.

На вопрос “Капитала”, почему было принято решение обновить акцизную марку, а не заменить ее на электронную, замминистра финансов Денис Фудашкин ответил кратко: “Такое решение принято”. От дальнейших комментариев он отказался.

Снижение стоимости акцизной марки производители одобряют. “Стоимость акцизной марки для табачной продукции была необоснованно повышена в 2013 г. с 5,5 коп. до 14,2 коп. Снижение стоимости марки сейчас – это пример регулирования, основанного на изучении и анализе фактов”, – говорит директор отдела корпоративных вопросов компании “JTI Украина” Александр Когут. Директор ассоциации “Виноградари и виноделы Украины” Сергей Михайлечко напоминает, что хотя в прошлом году и анонсировалось введение усиленных элементов защиты на акцизной марке, часть из них так и не внедрили. “Таким образом, в течение нескольких лет разница в стоимости шла в карман разных структур”, – констатирует он. Единственным производителем акцизных марок является государственный Полиграфический комбинат “Украина” по изготовлению ценных бумаг.

«Защитные элементы не выполняли свою роль, что подтверждалось массовой подделкой бумажных марок на контрафактной сигаретной продукции», – говорит директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль.

Основная задача акцизных марок: исключить риск роста контрафактной продукции и защитить потребителя. Предложенные изменения достичь этой цели не помогут, уверен глава ассоциации “Укрводка” Владимир Остапюк. “Разработать механизм удешевления марки должны были еще в апреле-мае, но только через восемь месяцев мы получили неожиданное решение, которое не было согласовано с отраслью и значительно снижает защиту акцизной марки”, – недоумевает он. Логично было бы сразу предложить новый комплекс защиты от нелегального рынка и внедрить автоматизированную систему акцизных марок, а сейчас нет ни системы, ни хорошей марки, говорит эксперт.

Игроки не смогут работать в январе, поскольку на этот месяц акцизные марки старого образца уже закуплены. Руководитель направления коммуникаций компании Nemiroff Марианна Конина поясняет, что Кабмин не учел порядок работы с марками акцизного сбора. “Акцизные марки на январь были заказаны до 15 ноября. А постановление датировано 19 ноября, то есть после того, как производители заплатили по 27 коп. за марку”, – возмущается она. В самом документе ничего не сказано, можно ли производителям вернуть закупленные марки. По оценкам Остапюка, из-за недосмотра чиновников государственный бюджет в январе недополучит около 300 млн. грн. налоговых поступлений.

Менеджер по вопросам фискального регулирования компании “Филип Моррис Украина” Алексей Калиниченко надеется, что в следующем году правительство все-таки пустит пилотный проект по нанесению электронных акцизных марок на основе технологии Codentify. По крайней мере, правительство обещает презентовать соответствующую концепцию. Но точных сроков пока не называют. (All Retail/Пищепром Украины и мира)\

 

--
Свежие записи

Ценовой мониторинг

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru