Казахстан: розничная торговля, 1992-2012 годы
Розничная торговля – значимый фактор экономического развития страны. Помимо того, что торговля вносит существенный вклад в экономику страны (в 2012 г. доля валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте – 15,2%), она оказывает существенное влияние на занятость населения, играет значимую роль в обеспечении уровня жизни. За годы существования независимого Казахстана обороты розничной торговли существенно выросли и продолжают показывать неплохую динамику.
--Свежие записи
За первые годы независимости РК в торговле произошли существенные изменения: эта сфера была полностью демонополизирована, получили развитие предприятия рыночной инфраструктуры, большей частью предприятий сменили форму собственности, тем самым получив хозяйственную и правовую самостоятельность. Государственная торговля, еще имевшая в начале 1990-х годов приоритет перед негосударственными формами (кооперативной и частной), сдала позиции буквально за 5 лет, и основной оборот розничной торговли стал формироваться за счет негосударственного сектора.
Статистические отчеты эпохи реформ, посвященные торговой отрасли, напоминают фронтовые сводки: “Свободное ценообразование оптовых цен в промышленности в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры привело к их значительному росту на многие виды промышленной продукции. Более чем 5-кратное увеличение цен в январе 1992 г. было удвоено в феврале, а затем ежемесячно эти уже возросшие цены последовательно увеличивались на 10-60%. Значительный рост оптовых цен наблюдался в областях промышленности, выпускающих товары народного потребления. В легкой промышленности они возросли за год в 10 раз. По мере роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, оптовых цен на энергоресурсы, повысились цены на продукты питания. По пищевой промышленности в декабре они возросли по сравнению с ноябрем на 20%, а за весь прошедший год – в 25 раз” (“Краткий статистический ежегодник за 1992 г.”, Государственный комитет РК по статистике и анализу). Притом, что статистика показывает рост товарооборота, его реальные объемы снижаются, а растет лишь стоимостное выражение в связи с существенным ростом цен на потребительские товары. Реальные объемы товарооборота начинают увеличиваться лишь в 1996-1997 гг. Снова слово статистикам: “В 1996 г. и 1997 г., наряду с ростом стоимостных объемов розничного товарооборота, возросли также и реальные объемы. В номинальном измерении объем 1996 г. составил 248,4 млрд. тенге, в 1997 г. – 341,5 млрд. тенге, в реальном – 201,1 млрд. тенге и 321,3 млрд. тенге, индекс физического объема увеличился на 33,3% и 29,3% соответственно. В 1998 г. объем розничного товарооборота достиг 424,3 млрд. тенге, или на 19,1% выше уровня 1997 г., в 1999 г. – 460,8 млрд. тенге, при этом в реальном измерении товарооборот увеличился на 2,3%. (“Розничная торговля в Республике Казахстан за 1995-1999 гг.”, Агентство РК по статистике).
В середине 1990-х годов в покупках населения преобладали продовольствие, однако постепенно, благодаря стабилизации цен и росту доходов казахстанцев, это соотношение стало меняться в пользу непродовольственных товаров, и в 2012 г. доля продовольствия в общей структуре торговли упала до рекордных 31% (кстати, в развитых странах доля расходов на продукты питания составляет лишь 13-18%), что свидетельствует о продолжающемся росте покупательной способности населения РК.
Согласно рейтингу “Эксперт-200-Казахстан”, крупнейшими игроками сектора торговли в Казахстане на данный момент являются: компании-продавцы горюче-смазочных материалов; игроки сетевого ритейла – как продовольственного так и непродовольственного. К последним относятся Magnum Cash&Carry, Green, “Рамстор Казахстан”, “МЕТРО Кэш Энд Кэрри”.
В структуре розничной торговли по формам собственности в 2012 г. из 4567,7 млрд. тенге товарооборота 231,9 млрд. тенге пришлось на иностранную собственность. По прогнозам экспертов, этот показатель в ближайшее время будет расти: казахстанская торговля начинает все больше интересовать международных операторов розничной торговли. Но если они и будут заходить на этот рынок, то в первую очередь – в крупные города, что никак не изменит существующую в РК географическую диспропорцию (согласно статистике, более 30% от розничного товарооборота приходится на Алматы и Алматинскую область. Однако вполне возможно, что здесь имеет место двойной учет, когда товар, проданный на алматинской барахолке, затем перепродается в областном центре с наценкой). Во многих городах и населенных пунктах Казахстана сетевая розница представлена по-прежнему довольно слабо, и как раз там по-прежнему популярны и любимы народом базары и рынки.
Что касается продуктового ритейла, этот сегмент уже пережил в кризис серьезную чистку – множество игроков просто погибли, оставшиеся показали живучесть и будут, хотя и не суперагрессивно, но расти. Автодилеры будут прирастать в основном за счет продаж машин, собранных в России и Казахстане. Что до одежды, можно предположить появление сетей для массового покупателя – на это явно есть неудовлетворенный спрос. Находить одежду и обувь приемлемого качества по доступной цене все еще проще в Европе, но не в Казахстане. Если кто-то закроет эту нишу, он сорвет куш. (Эксперт-Казахстан/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)
--
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница