Россия: новосибирская компания «Перекати кофе» на мобильном рынке общепита, 2013 год
Чуть больше года назад в Новосибирске появилась первая кофейня на колесах. Она ориентирована на спешащих пешеходов, у которых нет желания пить кофе в заведениях общепита. Компания называется “Перекати кофе”. Автомобиль с установленным в него оборудованием для производства кофе не требуют больших издержек и дают абсолютную мобильность и гибкость в выборе “места дислокации” передвижной кофейни. “Мы открылись в июне 2012 г. и стали первыми за Уралом, кто реализовал проект мобильного кафе. Тогда эта тема была новой для России. В то время лишь в некоторых городах в европейской части страны можно было купить кофе, сваренный в автомобиле, например, в Ростове-на-Дону. А вот в Москву формат пришел одновременно с нами. Правда, есть весомые отличия. У нас автомобиль оборудован профессиональной итальянской кофемашиной, работает бариста, а у москвичей – полупрофессиональной, где продавец, чтобы продать кофе, просто нажимает на кнопочки”, – рассказывает Кирилл Колодезный. Объем инвестиций составил 1500000 руб.
--Свежие записи
Идею мобильного кафе молодые предприниматели Кирилл Колодезный и Александр Напорчук подсмотрели в Киеве, где на этом рынке работает сразу несколько компаний, а кофемобили стоят в центре чуть ли не на каждом углу. Естественно, кофе продается только на вынос. “Этот формат нам понравился. Он необычный и при этом максимально ориентирован на горожан. Есть возможность, проходя мимо мобильной кофейни, быстро и недорого купить горячий свежесваренный кофе. Ведь традиционная кофейня – это заведение прямого общественного питания, где есть кухня и зал для гостей. Там нужно ждать, пока тебе сварят кофе. К тому же инфраструктура хорошей кофейни стоит немалых денег, что сказывается на среднем чеке”, – объясняет Кирилл.
Первоначальные инвестиции предпринимателей пошли на покупку итальянского автомобиля марки Fiat Doblo, оборудования для приготовления эспрессо и фонд оплаты труда. “Для нас это было совершено новое дело. Сами разбирались, как установить и запитать кофейное оборудование в автомобиль. В общем, поиграли в инженеров. И у нас получилось”, – вспоминает Кирилл Колодезный. За минувший год автомобиль “Перекати кофе” успел постоять в разных частях города. Последнее время его можно увидеть у часовни во имя святителя и чудотворца Николая в самом центре Новосибирска. Здесь на выбор пешеходам предлагаются латте, капучино, американо и эспрессо объемом 300 и 400 мл, стоимостью 60 руб. и 90 руб. соответственно. Только кофе. Никаких десертов. Городская пыль и колебания температуры воздуха сделали бы продажу тортиков и пирожных проблематичной.
Сегодня мобильная кофейня работает в двух форматах. В будние дни – стоит в центре, в выходные – нередко эксплуатируется в форме кейтеринга, обслуживая выездные корпоративы и участвуя по приглашению мэрии в городских мероприятиях, таких, как День города.
Мобильная кофейня – бизнес сезонный, он процветает, пока на улице тепло. Зимой бариста физически не сможет сварить кофе (руки замерзнут), а гости – ждать, пока напиток приготовят, рискуя обморозить ноги. Да и пить кофе на улице в мороз – удовольствие сомнительное. Сезонный фактор в работе мобильной кофейни и любовь предпринимателей к этому напитку побудили собственников “Перекати кофе” задуматься о стационарных точках. За год было открыто пять микрокофеен площадью от двух до четырех квадратных метров – в БЦ “Петербург”, в НГТУ (2 корпус), административных зданиях СибНИИпроектцемент, типографии “Советская Сибирь” и на пр. Карла Маркса, 30. Микрокофейня выглядит как маленькая кухня. Гостями стационарных точек становятся арендаторы и посетители бизнес-центров, в которых они и расположены. Много постоянных клиентов.
При определении мест открытия микрокофеен предприниматели руководствовались трафиком, наличием и качеством альтернативного предложения и спросом на свой продукт. “Мы не хотели делать общепит в чистом виде. Мы стремились создать определенную атмосферу. А формирует ее позитивный и умелый бариста, который легко находит общий язык с гостями, и, собственно, наш продукт, – один из лучших по качеству кофе в городе, на уровне Traveler’s Coffee и “Чашки кофе”, – говорит Александр Напорчук. “Кофе мы обжариваем сами и контролируем качество приготовления напитка на всем пути от поставщика зерна до потребителя. Ведь во время приготовления кофе легко испортить. Чуть пережарил или не так сформировал таблетку кофемашины – и эспрессо уже невкусный. Персонал бариста мы также обучаем самостоятельно”, – добавляет его бизнес-партнер Кирилл Колодезный.
Типичным клиентом мобильной кофейни Кирилл и Александр видят молодого человека 19-25 лет. Это студент старших курсов вуза или выпускник-менеджер. Для первого проблематично выложить за кофе в традиционной кофейне больше 100 руб., а у другого нет на кофейни времени – нужно делать карьеру. “Также мы интересны публике среднего возраста, побывавшей за границей и способной отличить нормальный эспрессо от бурды, которую готовят из дешевого зерна”, – подчеркивает Александр Напорчук.
Ориентируясь на молодого гостя, предприниматели предпочитают продвигать свои кофейни исключительно через социальные сети. По их мнению, прямая реклама из телевизора или билборда себя изжила и уже не работает. “Гораздо интересней добиваться такого “вирусного” эффекта, когда народ начинает о тебе рассказывать, постить у себя в аккаунтах. Так информация разносится гораздо быстрее”, – констатирует Александр Напорчук.
По словам собственников компании “Перекати кофе”, рынок близок к насыщению, но при этом конкуренция пока характерна только для центральной части города, где у людей уже сформирована культура потребления свежесваренного кофе. “Что же касается отдаленных районов – Ленинского, Кировского, Дзержинского или Первомайского, – то там мы кофеен практически не видим. И игроки этого рынка пойдут именно туда, – убежден Александр Напорчук. – Об этом говорит и наш опыт. Какое-то время назад наша мобильная кофейня стояла на площади Карла Маркса. И вот к нашему бариста подходит молодой человек, на вид гопник, и спрашивает: “А че тут у вас, пиво?” Ему бариста говорит: “Друг, давай я тебе сделаю бесплатно кофе в подарок”. Тот попробовал и был приятно удивлен, говорит, что в жизни такого не пил. Даже попросил, чтобы бариста сделал кофе и для его мамы. Тот объяснил, что настоящий кофе “живет” всего несколько минут, а потом теряет уникальные качества. Так что простые представители городских окраин еще плохо знают наш продукт. Это потенциальные покупатели”.
За год существования бизнеса “Перекати кофе” в Новосибирске появился как минимум один мобильный конкурент – компания “КофеКап”. Во многих бизнес-центрах есть точки по продаже свежеприготовленного эспрессо. Типичные кофейни Кирилл и Александр конкурентами не считают. “Мы видим в них некое партнерство. Мы понимаем, что вместе мы поднимаем уровень потребления кофе в городе. Человек, который хочет быстро и недорого купить кофе, возьмет его у нас, если захочет спокойно посидеть в заведении, пойдет в кофейню и там закажет напиток. Поэтому с точки зрения конкуренции у нас и у них гость разный”, – убежден Кирилл Колодезный.
Ежедневно услугами кофемобиля пользуются от 80 до 150 горожан, примерно вдвое меньше берут кофе в микрокофейнях в бизнес-центрах. Средний чек – 75 руб. В компании работают 15 человек, фонд оплаты труда – около 250 тыс. в месяц. В зависимости от трафика покупателей на одной точке работают один-два бариста. Торговая наценка – около 300%. Аренда в БЦ – 600-800 руб./кВ. м. “Бизнес вполне рентабельный, учитывая такой большой интерес к нему со стороны предпринимателей”, – объясняет Александр Напорчук. Окупаемость кофемобиля – полтора-два года, микрокофейни – около одного года.
В ближайшее время Кирилл и Александр намерены привнести на новосибирский рынок два новых кофейных формата, а также открыть пару микрокофеен и купить еще один кофемобиль. “Нам нравится этот формат. Он интересный и прибыльный”, – считает Кирилл. Развитие будет происходить за счет собственных средств предпринимателей. По мнению Кирилла Колодезного, направление кофе на вынос сейчас находится на пике роста и в ближайшие 6-8 месяцев наступит стагнация. Выиграет на рынке тот, кто сможет заработать любовь и доверие потребителей. (Эксперт-Сибирь/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)
--Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница