Россия: ООО «Вологодская ягода» на рынке дикоросов, 2012-2013 годы
Компания “Вологодская ягода” претендует на роль крупнейшего российского игрока на рынке замороженных ягод, грибов и овощей: она пускает новые перерабатывающие мощности и готова стать сельхозпроизводителем.
--Свежие записи
Ягодники и грибники собирают сырье специально для компании “Вологодская ягода”. Ее заготовительная сеть охватывает почти весь Северо-Запад России – Новгородскую, Ленинградскую, Архангельскую, Мурманскую области, Карелию, Коми, есть пункты сбора в Сибири и даже в Европе. По данным компании, ее доля в общероссийском сборе дикорастущих ягод и грибов для промышленной переработки составляет 70%.
Сбор и приемка – лишь начало работы. Полученное от граждан сырье привозят на склад или сразу на производство, где чистят, что-то замораживают и затем фасуют готовую продукцию – свежие и замороженные грибы и ягоды, соковые концентраты и пюре. Потом все это попадает на полки торговых сетей – “Ашан”, “Метро кэш энд керри”, “Дикси”, “Лента”, “Глобус Гурмэ” и проч. А полуфабрикаты – ягодные концентраты – продают соковым, молочным, кондитерским и фармацевтическим компаниям.
Ближайшая цель компании “Вологодская ягода” – стать лидером российского рынка замороженных продуктов и создать национальный ягодный бренд. «Вологодская область, да и все наши северные территории располагают уникальным природным богатством. Нигде в мире нет такого обилия дикорастущих ягод и грибов, как у нас. Мы продаем продукцию в Европу, Азию, США, даже в Новую Зеландию и хотим, чтобы наш бренд знали во всем мире”, – говорит исполнительный директор компании “Вологодская ягода” Павел Петухов.
Бизнес “Вологодской ягоды” появился в 1990-х. “Начинал строить компанию мой отец, Андрей Петухов. Сейчас он владелец холдинга, – рассказывает Павел Петухов. – Сначала ягоды заготавливали только по нашей Вологодской области, в основном собирали клюкву, бруснику, морошку. Все это даже не морозилось, а отправлялось в свежем виде в Швецию, Финляндию и Норвегию. Постепенно спрос увеличился настолько, что нам понадобились собственные холодильники. А затем мы закупили первую линию по сортировке и очистке ягоды и стали производственной компанией”.
Что входит в холдинг, чей оборот сегодня достиг 8 млрд. руб.? Сеть заготовительных центров – стационарные точки, куда может сдать ягоду любой желающий (только в Чагодищенском районе Вологодской области, таких точек три десятка). Есть свой банк, чтобы оперативно рассчитываться с населением за сданное сырье. Собственная логистика – склады и автопарк. Производственное предприятие мощностью 40 тыс. т готовой продукции в год. В Москве есть торговый дом, занимающийся сбытом, санкт-петербургский офис специализируется на экспортно-импортных операциях.
Павел Петухов увлечен двумя новыми амбициозными проектами общей стоимостью в годовой оборот компании: “Первый проект – создание новой производственной площадки в 70 км от Вологды, в Усть-Кубинском районе. Там будет мини-город. Представьте: на 27 га – а это в 5 раз больше территории существующего производства – мы пустим комбинат по переработке плодово-ягодной и овощной продукции мощностью 100 тыс. т в год. А на прилегающих землях будем развивать аграрный проект – выращивать овощи и садовую ягоду”.
Пойти в растениеводство – идея для компании новая. “Мы понимаем риски сельхозпроизводства, но решили расширять выпуск продукции, а значит, нам потребуется больше сырья”, – объясняет Павел Петухов. По его словам, на новой территории будет построена линия для производства картофеля фри, а потому уже со следующего года компания намерена самостоятельно выращивать корнеплоды. Хватит здесь места и для плодово-ягодных посадок – уже началась разработка клюквенных полей.
Второй проект – строительство производственного комплекса по хранению, переработке ягод, грибов и овощей в городе Красавино (там недавно закрылся льнокомбинат и высвободилась рабочая сила). Акцент планируется сделать на грибах (сортировка, резка, соленье, сушка), пустить складской комплекс класса А под готовую продукцию на 40 тыс. т и вести научную работу в микробиологических лабораториях.
Компании “Вологодская ягода” приходится быть гибкой – она сильно зависит от сырья. “В 2013 г. урожай черники ниже, чем в прошлом. С чем это связано – никто не скажет, может, на цветении был заморозок. Но чтобы минимизировать риски, у нас должна быть подушка безопасности – это и переходящие остатки, и диверсификация бизнеса, и расширение географии сбора, – объясняет Петухов. – Если мы вдруг недобираем сырья в одном районе, то доберем в другом”.
Сегодня производственные мощности компании “Вологодская ягода” загружены почти полностью. “Новые площадки нам нужны не только для того, чтобы разгрузить предприятие. Там мы будем применять технологические ноу-хау – 12-компонентную линию для фасовки продуктов, – рассказывает Петухов. – Обычно производители овощных смесей – “Весенней”, “Гавайской” и других – используют машины, которые могут смешать 4-6 монопродуктов. Если кто-то хочет делать многокомпонентные смеси, то приходится сначала отдельно готовить премиксы, а потом их смешивать. Мы же будем одновременно смешивать 12 видов овощей, что увеличит скорость производства и снизит затраты”.
О закупленной линии – по очистке и сортировке быстрозамороженных ягод – в “Вологодской ягоде” рассказывают с гордостью. “Вместе с разработчиками мы объединили наши производственные технологии в одну, получилась большая 8-метровая машина с двумя ключевыми функциями”, – говорит Павел Петухов. И предлагает представить перерабатывающее производство на примере черники. В собранной ягоде могут оказаться камешки, которых не видно, потому что черника сильно красится, к тому же ягоды бывают разной формы. Сегодня при сортировке на первом этапе используется машина, которая с помощью лазера отсекает камни и отбирает ягоду по форме. На втором этапе с помощью фотооптических камер ягоды разделяются – на безупречный продукт и так называемую инородную ягоду – зеленую, белобокую, красную. Новая машина, совмещающая обе эти технологии, позволит увеличить производительность с 10 до 15 т в час. Кроме того, на новой линии можно будет очищать и более нежное сырье – малину, ежевику.
Дополнительная важная функция такого оборудования – возможность фасовки свежих ягод для длительного хранения (их помещают в газоазотную среду). “Мы войдем в новую нишу, которая пока свободна. Сейчас торговым сетям, чтобы доставить продукцию во все свои магазины, нужно 10-14 дней – за это время истекает весь срок годности свежих продуктов, которые мы не замораживаем. Совместно с НИИ консервной и овощесушильной промышленности мы разработали технологию, позволяющую увеличивать сроки хранения до 45 дней. Это значит, что, скажем, лисички мы будем продавать не месяц, когда они растут, а до конца осени, клюкву – так вообще круглый год. В качестве эксперимента мы успешно реализовали проект по свежей клюкве с торговой сетью “Магнит”, – говорит Петухов.
Наибольшей популярностью у покупателей пользуются дикорастущая клюква, брусника, черника – это ягодный пул компании. Три года назад холдинг стал работать с садовыми ягодами и овощами. И несмотря на то, что это привычный продукт для рынка, продажи вишни, клубники, облепихи, зеленого крыжовника ежегодно растут на 10-15%. В грибном сегменте наибольшим спросом пользуются белые – резаные и цельные (грибы с подшляпником диаметром 3-4 см продаются в категории продуктов класса “экстра” в магазинах “Азбука вкуса”). Также высок спрос на подосиновики и грибные смеси.
Павел Петухов рассказывает, что его компания постоянно расширяет ассортимент, ищет новые решения. Совсем недавно в продажу пустили голубику, землянику, сливу. В целом же в объемном выражении сегодня это 65% ягод и 35% грибов. “С сентября мы предложим покупателям еще и овощи, – обещает Петухов. – Мы уже полностью завершили процесс брендового оформления и готовы выпускать 25 собственных видов замороженных овощных продуктов. 80% будут составлять монопозиции, остальное – смеси”.
Главное направление сбыта продукции в компании – розничные сети, активно сотрудничать с ними стали 5 лет назад, когда была зарегистрирована собственная торговая марка – “Кружево вкуса”. Под ней сначала выпустили с десяток наименований быстрозамороженных ягод. Два года назад у “Вологодской ягоды” появился торговый дом в Москве, поскольку на внутреннем рынке основные потребители – москвичи. Его задача как развивать собственную марку (сейчас у компании уже 30 таких продуктов), так и работать по заказу ритейлеров.
Компания выпускает продукцию под чужими приват-лейблами. “После кризиса торговые сети стали активно развивать собственные марки. Мы на это быстро отреагировали и теперь плодотворно работаем почти со всеми сетями первого эшелона. Сегодня в нашем портфеле уже 80 наименований от разных сетей”, – говорит Петухов. И приводит в пример работу с компанией “Дикси” – в прошлом году в магазинах сети сумели продать 120 т смесей лесных грибов, это очень высокие показатели для новых продуктов, рост продаж оказался на 40% выше ожидаемого.
В “Дикси” сотрудничеством довольны. “Компания “Вологодская ягода” отвечает нашим критериям. Их смеси выгодно отличаются по вкусовым качествам. Мы вышли на плановые показатели продаж и в дальнейшем не исключаем вероятности расширения сотрудничества”, – отмечает директор по маркетингу компании “Дикси” Дэнни Перекальски.
В розничной компании “Лента” тоже говорят о высоком качестве вологодской продукции. “Наш отдел качества поставил “Вологодской ягоде” самый высокий балл из всех контрагентов в категории”, – рассказывает категорийный менеджер компании “Лента” Егор Ходырев.
Сегодня доля продукции, выпущенной для торговых сетей под приват-лейблами, в портфеле “Вологодской ягоды” уже составляет почти 45%. “Мы не можем сказать наверняка, откажутся ли в дальнейшем от наших торговых марок в пользу собственных, но игнорировать тенденции рынка тоже не можем. Пока по работе с крупными федеральными сетями мы точно знаем, что нет компании, которая заменит наши грибные смеси бесперебойно в течение года. Что касается нашей торговой марки, то мы продолжим активно ее развивать, потому что это наш имидж; такая продукция востребована небольшими торговыми сетями или одиночными магазинами”, – говорит Павел Петухов.
Не забывают в компании и о зарубежных потребителях. “Мы очень активно работаем с азиатским рынком, – подчеркивает Петухов. – Если в прошлом году мы направили в страны ЮВА около 1,5 тыс. т черники, то с пуском нового комбината сможем увеличить объемы экспорта в 5 раз”. В “Вологодской ягоде” понимают: Азия – это постоянный рынок сбыта; ежегодная потребность только в чернике там составляет около 30-40 тыс. т.
Сегодня основной заработок в компании приходится на быстрозамороженные ягоды и грибы. “Рентабельность быстрозамороженных ягод 22%, грибов – 34%, – объясняет глава холдинга. – Наиболее прибыльна расфасовка свежих ягод и грибов – здесь рентабельность достигает 42%, но в общем пакете продаж пока этот сегмент невелик – всего 1%”.
Наименее рентабельное, но важное для бизнеса с точки зрения безотходного производства направление – производство концентрированных соков и пюре. Если замораживают только отборное сырье, то сюда попадает разнокалиберная ягода, имеющая нетоварный вид. В основном концентраты и пюре закупают соковые и молочные компании. Сами соки на вологодском предприятии не производят: на этом рынке очень высокая конкуренция, а основные игроки – транснациональные компании. “В связи с быстрым ростом глобальных компаний наши стандарты качества постоянно растут, – рассказывает Павел Петухов. – С одной стороны, это усложняет нашу жизнь, но с другой – потребитель получает более качественный продукт”. Чтобы сырье от “Вологодской ягоды” попало, к примеру, в компанию Danone, приходится постоянно конкурировать с местными заготовителями, а также с поставщиками из Польши и Прибалтики.
Молочный гигант относится к вологодской компании с уважением. “Вологодская ягода” является для нас ключевым поставщиком мороженой черники, черничного и морошкового пюре. Причем в Вологде закупается черника не только для России, но и для Европы, так как, по внутренней статистике Danone, качество сырья от “Вологодской ягоды” превосходит качество многих производителей в Европе”, – объясняет старший региональный менеджер по закупкам фруктов СНГ и Центральной Европы компании Danone в России Ирина Кухтина.
Довольны поставщиком и производители соков. “Наше партнерство длится много лет, мы вместе пускали различные продукты, в первую очередь морсы и ягодные соки”, – говорит маркетинг-менеджер компании PepsiCo Юлия Романова. В “Вологодской ягоде” добавляют, что сегодня обе компании работают над созданием нового продукта – на основе березового сока.
Работа с крупными сетями и переработчиками заставляет “Вологодскую ягоду” уделять больше внимания логистике. В перспективе, наряду с пуском двух производственных площадок, компания намерена создать на территории Вологодской области 16 логистических центров. Идею уже одобрили местные власти и Минсельхоз. Сейчас у компании в основном развернуты заготовительные площадки по приемке сырья, а с новыми центрами можно будет осуществлять первичную обработку и хранение ягод, грибов и овощей.
Готовясь к пуску новых проектов, здесь расширяют автопарк. Сегодня на балансе “Вологодской ягоды” числится 16 автомобилей-рефрижераторов и 10 грузовиков, к концу года новых рефрижераторов будет уже 25. Собственный автопарк в “Вологодской ягоде” появился только два года назад. До этого компания привлекала наемный транспорт, но сейчас вынуждена уходить от такой практики по ряду причин. “Во-первых, наши объемы производства увеличиваются. Во-вторых, мы работаем со скоропортящимся товаром, нам важен температурный режим. Транспортировка ягод происходит при температуре минус 18. Если температура повысится на 2-3 градуса, ягода начнет таять и пропадет”, – объясняет Павел Петухов.
Другая причина создания собственного автопарка: крупные потребители, активно развиваясь, постоянно ужесточают требования по доставке продукции. “Сейчас некоторые компании требуют, чтобы приезжающий с сырьем транспорт соответствовал всем санитарным нормам, а у каждого водителя была санитарная книжка. Иначе машину не пускают даже на территорию предприятия. У водителей наемного автотранспорта, как правило, таких документов нет”, – говорит Петухов.
Свой бизнес в компании “Вологодская ягода” называют социальным. “Мы для себя решили, что если живем на вологодской земле, то будем поднимать село, – рассказывает Павел Петухов. – Нам нужны люди для собственного производства. Мы даем им возможность заработать. У нас даже есть свой банк, чтобы проводить все расчетно-кассовые операции в наших приемных пунктах прямо в лесу”.
Политика ценообразования в “Вологодской ягоде” следующая: чем дальше в лес – тем ниже цена. “В среднем получается, что за 1 кг черники мы платим сборщикам 80 руб. Представьте, если вы соберете даже 10 кг, то в день сможете получить 800 руб. Для села это большие деньги”.
“Разве это большие деньги?” – спрашивает пожилая сборщица ягод. По ее словам, на одной ягоде не выживешь, потому что активный сбор идет только месяц-два, а ведь еще бывает неурожай, как в этом году с черникой. В основном сбором ягод и грибов подрабатывают пенсионеры, а молодежь из села уезжает.
“Это проблема всего российского села, и мы, в свою очередь, постоянно думаем, как удержать людей, – говорит Петухов. – Работа у нас, действительно, сезонная. Мы никого не заставляем, но даем людям возможность заработка. Те сборщики, которых сегодня видели, – это, можно сказать, поденщики. У нас же в рамках холдинга пущена программа: мы сборщиков зачисляем официально в штат. Зимой, когда сбора нет, выплачиваем по 10 тыс. руб. в месяц, притом что в это время люди могут работать и в другом месте, по совместительству. Нам это интересно, потому что мы с вами, может, за день соберем одно ведро, а профессионал – 80-100 кг ягод”.
Разрабатывается в компании и система по привлечению рабочей силы из районных центров. “Представляете, есть территории, которые в силу природных богатств в день могут давать по 3,5-4 т белых грибов. Там может быть в округе всего 60 местных жителей, и не все они пойдут в лес. Мы же в таких местах можем разворачивать палаточные городки или привозить на день жителей из близлежащих районов. Людям такое путешествие в удовольствие, и нашему предприятию польза: если 30 человек принесут грибы или ягоды сразу из леса в наш приемный пункт, а не после того, как подержат их дома, мы получим более качественный продукт”, – говорит Петухов.
Сегмент замороженной продукции сегодня один из самых динамичных на рынке продуктов питания: ежегодный прирост составляет до 30%. Не менее перспективно и второе направление, в котором работает “Вологодская ягода”, – ягодный сегмент сокового рынка. По данным Российского союза производителей соков, объем потребления соковой продукции на основе ягод растет быстрее, чем потребление соков и нектаров, – прирост продаж сокосодержащих напитков, в том числе морсов, в прошлом году составил 83%. “Соковый рынок в России стагнирует. Но это касается основных соковых групп – со вкусом яблока, апельсина, а наша морсовая группа растет”, – радуется Павел Петухов.
Ниша, которую выбрала для развития “Вологодская ягода”, не уникальна. На рынке работает ряд небольших и средних региональных компаний. По сравнению с ними “Вологодская ягода” не является абсолютным лидером, потому что обычно такие предприятия специализируются на каком-то определенном сырье и имеют более широкую географию сбора. К примеру, в похожем сегменте работают “Ягоды Карелии”, где в основном собирают красные ягоды – клюкву, бруснику. Есть еще Томская продовольственная компания – крупнейшее (и единственное) предприятие за Уралом, которое, как и “Вологодская ягода”, имеет полный цикл производства.
Чтобы уйти от лобового столкновения с конкурентами, “Вологодская ягода” диверсифицирует бизнес. Если сначала она занималась только дикорастущими ягодами, потом добавила грибы, то теперь пускает овощной проект. Очевидно, что компания сильно зависит от сырья, и если недобирает в одном направлении, переключается на другое. Проще говоря, работает методом пылесоса: берется за все, что попадается на пути. Если торговые сети хотят выпускать продукцию под собственной маркой – пожалуйста; хотят оригинальную продукцию со вкусами, которых нет у конкурентов, – в “Вологодской ягоде” этому только рады и готовы предложить уникальный продукт. “Мы гибкая компания: если вечером вы поменяете заказ, то мы уже через два часа пустим его в производство, а на следующее утро вы получите готовую продукцию”, – говорит Павел Петухов. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)
--
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница