Россия: рынок молока, 2012 год
Рекламный слоган советских времен “Пейте на здоровье молоко коровье” в наше смутное время звучит весьма неоднозначно. Непросто разобраться в обилии молочных продуктов и часто меняющейся терминологии.
---
Свежие записи
Как сообщил на днях Минсельхоз, в стенах ведомства обсуждается возможность внесения новых изменений в техническое регулирование рынка молочных продуктов. Предлагается вернуть категорию “восстановленное молоко”, исчезнувшую из техрегламента в 2008 г. и замененную понятием “молочный напиток”. А “молокосодержащие продукты” вообще исключить из числа объектов регулирования технического регламента.
Дело в том, что производители недовольны необходимостью называть порошковое молоко “молочным напитком” – под этим наименованием оно очень плохо продается (поэтому в московских магазинах его почти нет). Если же в названии будет слово “молоко” – тогда другое дело: не всякий покупатель вчитывается в написанные мелким шрифтом прилагательные. При этом молоко, восстановленное из порошка, сильно отличается от натурального: оно представляет собой однородную массу, из которой уже не получатся ни сливки, ни кефир, и на которой не образуется даже пенка. Да и вкус у него… Кроме того, в процессе высушивания молока до порошкообразного состояния содержащийся в нем холестерин превращается в оксистерол – вещество, на которое не действуют препараты, снижающие уровень холестерина в организме человека. Одним словом, восстановленное молоко – это уже не совсем молоко, а именно напиток. В отличие, скажем, от пастеризованного, стерилизованного или нормализованного вполне себе молока.
Тем не менее похоже, что термин “молочный напиток” уйдет из российских технических норм. На этом настаивают не только российские производители, но и партнер по Таможенному союзу Казахстан. Дело в том, что там не столь развито молочное животноводство и молоко приходится закупать за рубежом. Причем порошок в этом случае предпочтительнее – его легче проверить на качество, чем готовую жидкость.
Сейчас как раз происходит согласование “молочного техрегламента” Таможенного союза. До сих пор Россия жестко настаивала на том, чтобы в этот документ вошли ее термины и нормы, а Казахстану был предоставлен переходный период – до середины 2013 г. в республике можно было бы называть “напиток” “молоком”. Но не исключено, что в итоге под давлением Казахстана и заинтересованного бизнеса позиция изменится и восстановленное молоко вернут. Кстати, его распространению будет способствовать и вступление России в ВТО: ввозная пошлина на сухое молоко снижена на 5%.
Впрочем, сильна и другая сторона спора: в России и Беларуси молочное животноводство довольно активно развивается и в перспективе вполне сможет обеспечить натуральным молоком не только свой, но и казахстанский рынок. По данным Минэкономразвития, за 10 месяцев 2012 г. производство молока в России выросло на 7,8%.
Россия как может поддерживает производителей молока. Бюджетом на 2013 г. им предусмотрены субсидии в объеме 9,55 млрд. руб. Согласно планам Минсельхоза, к 2020 г. они возрастут до 12,5 млрд. руб. Поддерживать производителей надо, особенно сейчас, потому что закупочные цены на молоко опасно снизились. И в России, и в Европе их уровень уже угрожает рентабельности животноводческих хозяйств. В Европе фермеры – народ нетерпеливый: в конце ноября 2012 г. Брюссель взяли штурмом 800 тракторов, на которых приехали молочники из 15 стран ЕС, протестуя против низких закупочных цен. Еврофермеры утверждают, что производство молока становится нерентабельным, если закупочная цена составляет ниже 40 евроцентов/л, тогда как к концу осени она упала до 25 евроцентов/л – критического уровня 2009 г. В России же, по данным мониторинга газеты “АгроНовости”, только за ноябрь закупочные цены на молоко снизились в большинстве производящих регионов в среднем с 13,5 до 11 руб./л (на молоко первого сорта), то есть до 28 евроцентов – и ничего, никто в Москву на тракторах не едет.
Самое удивительное, что на уровень розничных цен – по крайней мере, в России – все эти факторы и события почему-то не влияют. Ни снижение закупочных цен, ни рост производства, ни вступление в ВТО не может переломить тенденцию роста цен на молочные продукты на потребительском рынке. Согласно данным мониторинга Минэкономразвития, в последней декаде ноября 2012 г. розничные цены на пастеризованное и стерилизованное молоко выросли на 0,4% и 0,2% соответственно, а по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. – на 3,7% и 0,8%. Причем, по прогнозам, в ближайшее время молоко продолжит дорожать темпами, опережающими инфляцию. Эксперты объясняют этот рост цен следствием плохого урожая (который почему-то не помешал нарастить производство).
Что же касается ВТО, то, как уже отмечалось, условия вступления России не предусматривали снижение пошлин на жидкие молочные продукты, а только на сухие (которые, кстати, в РФ на 70% представлены импортом). То есть конкуренция усилится не на рынке натурального молока, а между ним и “восстановленным” молочным напитком. При этом ВТО сыграет свою роль и в “разжижении” требований к молочной продукции. До сих пор санитарно-гигиенические нормы в России были жестче, чем стандарты этой организации (в частности, по микробиологическим показателям и содержанию антибиотиков), но теперь их предстоит “гармонизировать” с нормами ВТО. (Ytpo.ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)
---
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Ярлыки: 777
<< Главная страница