Пищепром Украины и мира: Украина: рынок табачных изделий, 2012 год

7 дек. 2012 г.

Украина: рынок табачных изделий, 2012 год

Для табачной отрасли сейчас самый важный вопрос – ставки акцизного сбора на 2013 г. Изменение правил игры, судя по всему, состоится до Нового года: государству очень нужны деньги. Но пока неизвестно, что это будут за изменения, хотя до 1 января осталось меньше двух месяцев. Просматриваются два сходных сценария – парламентский и правительственный.


---
Свежие записи

Второго октября на сессии Верховной Рады в первом чтении был принят проект Закона №10687 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (в части пересмотра ставок некоторых налогов и сборов)”. Автор документа – народный депутат Виталий Хомутынник (Партия регионов), председатель Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики.

Согласно законопроекту, специфическая ставка налога на сигареты с фильтром повышается со 110,64 до 119,38 грн./тыс. штук. Адвалорная остается на прежнем уровне – 25%. Специфическая ставка акциза на сигареты без фильтра растет с 49,48 до 53,39 грн./тыс. штук, адвалорная не меняется – 20%. Минимальное акцизное обязательство на сигареты с фильтром вырастет со 184,40 до 198,97 грн./тыс. штук, без фильтра – с 70,69 до 76,27 грн./тыс. штук. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его реализация даст возможность привлечь дополнительно в бюджет около 3 млрд. грн.

В тот же день, 2 октября, в парламенте появился другой документ – законопроект №11285, разработанный Министерством финансов и Государственной налоговой службой и поданный Кабмином. Он предполагает поднять специфическую составляющую налога на сигареты без фильтра и минимальное налоговое обязательство на них значительно выше, чем проект Хомутынника, – до 72,70 грн./тыс. штук и до 95,40 грн./тыс. штук соответственно. Но при этом фискалы предлагают опустить адвалорную часть с 20% до 12%. Для сигарет с фильтром такая же схема: увеличить “специфику” до 162,60 грн./тыс. штук и понизить “адвалорку” с 25% до 12%. Минимальное акцизное обязательство – поднять до 217,60 грн./тыс. штук.

Обычно табачные компании, заслышав о грядущем повышении акциза, единым фронтом выступали против с традиционным аргументом: в стране и так высокие налоги, и дальнейшее их увеличение приведет к росту контрабанды из соседних России и Молдовы и увеличению контрафактного производства. На сей раз такую точку зрения из всей “большой табачной четверки” изложил только начальник отдела корпоративных связей British American Tobacco Ukraine Андрей Криль. “По консервативным оценкам, объемы контрабанды на начало 2012 г. составили 4,3% в среднем по стране, причем в некоторых пограничных областях этот показатель превышает 9% рынка. По сравнению с 2008 г. нелегальный рынок вырос в 4 раза. В Украине могут действовать 4-5 нелегальных производственных линий, каждая из которых выпускает около 1 млрд. сигарет в год”, – заявил он. При этом легальный сигаретный рынок составляет около 100 млрд. штук в год, что в деньгах, по августовским данным аналитической компании AC Nielsеn, означает примерно 31 млрд. грн. По оценкам ассоциации “Укртютюн”, в 2012 г. доля нелегальной табачной продукции на рынке Украины займет почти 10%.

Остальные три табачные компании по-разному оценивают инициативы Кабмина. Например, Philip Morris Ukraine их поддерживает. Менеджер по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью компании Елена Калабаня называет документ позитивным примером сбалансированного регулирования. “Хочу упомянуть норму, содержащуюся в законопроекте №11285, которая регулирует ставки акцизного сбора на сигареты вплоть до 2015 г. Такой подход обеспечивает эффективное планирование деятельности компании”, – считает Калабаня.

Ее поддерживает директор отдела корпоративных вопросов компании JTI Ukraine Александр Когут. “Усиление специфической составляющей акциза, которая не зависит от стоимости сигарет, означает, что налоговой службе будет проще планировать объем поступлений. В долгосрочной перспективе усиление специфической составляющей означает сокращение разницы между ценовыми сегментами и, соответственно, разницы в акцизной нагрузке для них”, – уверяет он.

А вот директор по корпоративным вопросам компании Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко документом Кабмина недоволен. Например, ему не нравится уплата акциза наперед. Такая практика якобы обойдется Imperial Tobacco приблизительно в 300 млн. грн. убытков в год, не считая 1 млрд. грн. оборотных средств, которые будут изъяты. Не устраивает Кишко и введение акцизного сбора в 217,6 грн. за 1 кг табачного сырья (сейчас – 61,47 грн./кг). В частности, потому что в законодательстве отсутствует норма производственных потерь сырья, и с них платится налог.

По идее, две последние нормы должны пугать и прочих табачников. Но, вероятно, они видят некие преимущества, перевешивающие недостатки фискальных нововведений.

Imperial Tobacco в Украине выпускает недорогие сигареты (например, “Приму”), а Philip Morris Ukraine и JTI Ukraine специализируются на производстве недешевых сигарет (к примеру, Marlboro и Camel). А из-за понижения адвалорной составляющей недорогие сигареты станут дороже, а дорогие – дешевле.

“В случае принятия этого законопроекта 75% курильщиков, которые потребляют недорогие сигареты до 10,30 грн. за пачку, теперь будут платить налоги за 25% богатых курильщиков премиальных сигарет, поскольку налоговая нагрузка на первые значительно вырастет. Кроме коммерческой выгоды для некоторых компаний, перераспределения доходности на рынке, а также неизбежного хаоса, этот закон ничего не принесет”, – утверждает представитель Imperial Tobacco Юрий Кишко.

“В результате предложенного повышения ставок акциза цена пачки дешевых сигарет вырастет в среднем на 1 грн.”, – соглашается его оппонент Александр Когут из JTI. По данным этой компании, сигареты среднего и высокого ценовых сегментов в течение последних двух лет дорожали постепенно, приблизительно на 5% в год, а дешевые не менялись в цене или даже чуть дешевели. “Это идет вразрез с целями правительства в сфере налогообложения и здравоохранения, а также с мировой практикой”, – настаивает Когут.

Тем временем рынок уже два месяца живет в условиях работы Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий” (№3778). С 16 сентября 2012 г. запрещена любая коммуникация производителя табачной продукции с потребителем.

“Большинство наших сложностей связано с розничной торговлей табачными изделиями. Ежедневно торговые партнеры сообщают нам о проблемах, возникших из-за неточности формулировок нового законодательства”, – подтверждает Александр Когут. Он перечисляет часто задаваемые розницей вопросы: можно ли размещать специальное оборудование с табачной продукцией? Можно ли использовать цветной картон под выкладкой? Допустимы ли в выкладке блоки табачной продукции? Точных ответов на эти вопросы не могут дать ни юристы, ни проверяющие органы. При этом за нарушение нового законодательства предусмотрены высокие штрафы – от 30 до 50 тыс. грн.

Елена Калабаня уверяет, что многие нечеткие формулировки требований закона были разъяснены контролирующими органами, в частности, Государственной инспекцией Украины по вопросам защиты прав потребителей. “Было подтверждено, что новый закон не запрещает оформление витрин и размещение табачных изделий на прилавках, витринах и торговом оборудовании”, – уточняет она.

По отзывам табачников, ряд спорных моментов прояснило постановление Кабинета министров Украины “О внесении изменений в пункт 4 Порядка наложения штрафов за нарушения законодательства о рекламе” от 26 сентября 2012 г. Например, в документе перечислены случаи, когда контролеры имеют право штрафовать рекламодателей и распространителей рекламы (торговцы там не упомянуты, хотя и их можно при необходимости назвать распространителями рекламы). Документ, в частности, запрещает продажу табачных изделий в наборе с любыми другими товарами или бесплатную их раздачу, в том числе для проведения маркетинговых исследований или дегустации. Однако некоторые формулировки постановления все равно оставляют возможность для полета фантазии инспекторов. Например, рекламодателей можно штрафовать: за “формирование мысли, что употребление алкоголя или курение является важным фактором достижения успеха в спортивной, социальной, сексуальной или иных сферах жизни”; за “стимулирование употребления алкогольных напитков или табачных изделий” и даже за “изображение процесса курения табачных изделий или употребления алкогольных напитков”.

Правда, еще в начале сентября в парламенте зарегистрирован законопроект №11170 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отдельных вопросов в сфере производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий”. Автор – народный депутат Артем Синица (Партия регионов). Документ призван уточнить многие формулировки “антирекламного” закона, в частности, вернуть табачникам право участвовать в благотворительных и социальных проектах, не связанных с их торговыми марками. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

 


---
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Ярлыки: