Россия: в ЗАО «Уралбройлер» появится площадка для переработки органических отходов птицефабрики
Разработчики инновационной системы переработки органических отходов птицефабрик из Всероссийского НИИ пищевой биотехнологии (ВНИИПБ, Москва) и потенциальные инвесторы ее внедрения группа компаний «Мосэлектро» провели переговоры с правительством Челябинской области.
Самые разнообразные оболочки для колбас производства Беларуси – полиамидные, коллагеновые, натуральные – выпускает ООО «ЛеонПак». Особым спросом пользуются «АМИПАК» (однослойная пластиковая оболочка для производства всех видов сосисок, сарделек, шпикачек, мини-колбасок) и «БИГА» (пятислойная пластиковая оболочка для производства всех видов вареных, ливерных, кровяных колбас, ветчин другой аналогичной продукции).
Один из перспективных регионов России по развитию птицеводства, занимающий второе место по объемам производства мяса птицы и куриных яиц, готов стать стартовой площадкой для реализации пилотного проекта. Уже к 25 декабря разработчики технологии представят губернатору области бизнес-план: он будет обсуждаться с участием специалистов отрасли, ученых Южно-Уральского государственного аграрного университета. К этому времени область определится с объемами переработки, исходя из которых разработчики и инвесторы будут понимать, на какие мощности им предстоит пускать проект.
В Аргаяшском районе, где действует одно из крупных предприятий отрасли — ЗАО «Уралбройлер», — появится площадка для первичной и последующей мембранной переработки органических отходов птицефабрики. Мембранная технология — самая экономичная по энергозатратам, утверждает ее разработчик заведующий лабораторией ВНИИПБ Вячеслав Кудряшов. Она позволяет получать из куриного помета несколько продуктов: органическое удобрение и стерильную высокоусвояемую кормовую добавку, содержащую белки, аминокислоты, витамины.
Проблема с пометом началась вместе с бурным ростом и развитием сельского хозяйства, получившего поддержку бюджета. Все бросились «кормить страну», производить свою еду вместо импортной. Построили большое количество огромных птицефабрик. Каждая вырабатывает по 100-150 т помета в сутки. Полужидкая форма не позволяет утилизировать его очень быстро. За три года в хранилищах птицефабрик он должен пройти естественную усушку. Срок не все птицефабрики выдерживают, потому что больших полигонов у многих нет. Хранение за последние годы приобрело масштаб экологической катастрофы и стало проблемой уже не столько птицеводческих фабрик, сколько населения территорий, на которых они расположены. Куриный помет загрязняет одновременно почву, грунтовые воды и воздух. Стоки попадают в подземные воды, идут в реки. Это первая проблема. Вторая — насекомые. Даже зимой, при минусовой температуре, помет не замерзает, в нем размножаются личинки мух. Летом летающие полчища атакуют детские оздоровительные лагеря, населенные пункты. Третья проблема — задыхаются близлежащие поселки. Свежий помет нельзя вывозить на поля, перевозить по федеральным дорогам: много запретов. По сути, это отрава, приравненная по опасности к отходам первого класса.
Хранилища не справляются с задачей. Утилизация отходов птицефабрикам нужна для стабильного развития и конкурентоспособности отрасли, а также экологического благополучия прилежащих к птицефабрикам территорий, подчеркнул значимость проблемы министр сельского хозяйства Южного Урала Сергей Сушков. В области давно искали оптимальный вариант ее решения.
Изучение практики иностранных птицеводов показало, что она не подходит для российского АПК. Установки утилизации помета для получения удобрений в мире есть, но они слишком дороги: за рубежом для аграриев предусмотрены значительные дотации, несопоставимые с российскими. Другой способ — переработка помета в биогаз для его дальнейшего сжигания и получения электроэнергии — тоже не подходит по многим причинам, среди которых и высокая стоимость импортных биокотлов. К тому же, чтобы помет горел, надо добавлять газ. В итоге экономический эффект несоизмерим со стоимостью электроэнергии. В общем, все в стране другое, так что зарубежное оборудование и технологии по переработке отходов птицефабрик дороги и нерентабельны. Для южноуральцев было принципиально выбрать эффективную технологию, основанную на российских решениях.
Помет должен приносить птицефабрикам доход, они не будут его выбрасывать и просить средства на утилизацию, рассказывает Ирина Перемиловская, советник гендиректора Института экономических стратегий, курирующего проект.
— Ирина Александровна, какова стоимость проекта?
— Конечной цифры нет, сейчас выполняются расчеты по проекту, пишется бизнес-план, все это будет готово к концу декабря.
— Какие технологии положены в основу?
— Решать проблемы развития сельского хозяйства методами только сельского хозяйства неправильно, не используя инновационных технологий промышленности. В предлагаемом проекте сцепка нескольких технологий и процессов, выстроенных на основании двенадцати запатентованных разработок. В модульной установке будут использованы, в частности, керамические нанофильтры и прессы, производимые во Владимирской области. Помет разделяется в процессе переработки на две фракции, жидкую и твердую. Сухие гранулы упаковываются в мешки и уже подлежат длительному хранению, это удобрения. Их удельная влажность 8-9%. Жидкая фракция представляет собой на финише абсолютно чистую воду, которая сбрасывается в водосток. Она чище, чем вода в реке, близка к дистиллированной и тоже товар. Подобная технология очистки зарекомендовала себя на московских водоочистных сооружениях.
Для реализации технологии собирается модульная конструкция. Цикл работы установки круглосуточный, любая часть должна быть легко заменена. Почему именно так? Технологий по выращиванию птицы в РФ реализовано много. Везде достаточно как общего, так и своих условий кормления, подачи воды. От этого зависят тонкие настройки модульной конструкции под каждую конкретную птицефабрику. К тому же, вполне вероятно, технология содержания птицы может быть через несколько лет заменена с подстилочной на бесподстилочную. Разработчики инновации должны думать о собственниках ПТФ и их инвестициях, поэтому и предлагается модуль.
— Кто участвует в проекте?
— Вячеслав Кудряшов с его технологией наноочистки, российский патент. Разработка опробована как на российских птицефабриках, так и за рубежом, в Канаде. Инвестором, помимо группы компаний «Мосэлектро», выступает и Вадим Борисов, предправления ОАО «Проммашсервис» и владелец одного из патентов в модуле — механической очистки. Связующее звено между администрациями, владельцами птицефабрик, наукой, производством, владельцами патентов — Институт экономических стратегий. Разрыв между наукой и производством, сельским хозяйством, в частности, велик, они удалены друг от друга как космические объекты. Мы пытаемся увязать их в одно целое. Это непросто, вызывает непонимание, иногда недоверие. Частная собственность делает людей обособленными, окукленными, им часто кажется, что они найдут решение внутри бизнеса. Но решение зачастую все-таки вовне.
— Какова реакция собственников челябинских ПТФ?
— Есть как настороженность (мы это понимаем — не первый проект выводим из науки в производство), так и заинтересованность у всех участников переговоров. Уровень недоверия к своему, российскому, настолько высок, что достучаться бывает трудно. До администрации Москвы, до Мосводоканала, мы 10 лет пытались, но достучались-таки: проект очистки воды реализован, и теперь все довольны, мэр столицы спокойно пьет эту воду при журналистах на телекамеру, поскольку ему известно ее качество.
Птицефабрика в Аргаяше принадлежит теперь холдингу «Русское зерно-Уфа». У компании стремление решить эту проблему, найти оптимальные пути. На совещании в Башкирии они говорили, что затратили на утилизацию помета в течение года 90 млн. руб. Технологии, которые используются за границей, затратны, увеличение расходов ляжет на себестоимость продукции.
— Почему проект назван пилотным?
— Мы построим цех по переработке помета, продемонстрируем его возможности, экономику, продукты всем желающим. Такая линия может быть создана при любой птицефабрике от 100 тыс. голов. Стоимость проекта в разы дешевле западных аналогов, которые к тому же не дают такого экономического эффекта, поскольку у них на конце нет экологического продукта. Тема актуальная, поскольку следом за птицеводством к аналогичной проблеме подходит и динамично развивающееся свиноводство. (Эксперт-Урал/ Пищепром Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница