Казахстан: цены на еду и напитки в аэропорту Алматы остаются заоблачными
4 июня в международном аэропорту Алматы состоялось совещание по вопросам ценообразования в точках общепита воздушной гавани. На приглашение аэропорта собраться и обсудить проблему откликнулись далеко не все заинтересованные стороны.
--29 мая аким Алматы поручил провести проверку по фактам завышения цен в аэропорту Алматы. Спустя неделю для обсуждения этой проблемы на встречу в воздушной гавани собрались руководители аэропорта, комитета по защите прав потребителей (бывшей СЭС), прокуроры, а также предприниматели, которые работают в аэропорту.
Вела встречу заместитель акима Турксибского района Алматы Айгуль Ахметова. В своем вступительном слове она расхваливала алматинский аэропорт, говорила о транзитном потенциале страны.
Потом просила у предпринимателей пойти навстречу общественности и завершила спич фразой из чеховского «Дяди Вани» о том, что «в человеке все должно быть прекрасно».
Руководитель алматинского департамента по защите прав потребителей на транспорте Ануар Талкимбаев классиков не цитировал, а говорил все больше об унитазах и антисанитарии. Оказывается, у сотрудников бывшей санэпидемслужбы накопилось много претензий к владельцам точек общепита аэропорта, но сделать с ними ничего не могут.
– Вы знает, сейчас действует запрет на все виды надзора и контроля, поэтому, пока не будет прямого обращения в наше управление с конкретными фактами нарушений, у нас нет прав прийти и проверить или предпринимать какие-то действия, – сетовал Талкимбаев.
Он показал на фотографиях конкретные нарушения аэропортовских магазинов и кафешек. У одних продукты для реализации лежат прямо на полу у витрины. Другие торгуют просроченным товаром. Третьи не блюдут нормы соседства товаров.
– Например, торты стоят рядом с фруктами, хотя кондитерские изделия – особо опасные продукты, вызывающие отравление населения, – стращал Ануар Талкимбаев. – Или продаются пирожки и горячие напитки, а условий, чтобы покупатель тут же сел и поел, – нет. Возьмем спецодежду. Я понимаю, сейчас девчата носят хиджабы. Ради Бога, пусть носят, но это же не спецформа торговых работников! Горячие продукты заворачивают в полиэтиленовые пакеты, а ведь они должны «дышать»! Как хозяева вы можете проводить аудит точек общепита хотя бы раз в квартал? – обратился защитник прав потребителей в адрес вице-президента аэропорта по безопасности Алибека Мажикенова.
Однако тот дал понять, что аэропорт не может вмешиваться в деятельность точек общепита.
– Надо четко разделять сферы ответственности, – отвечал вице-президент. – В функции аэропорта относятся обеспечение взлета-посадки самолетов, авиационной безопасности, снабжение топливом. Между нашими функциями и функциями предпринимателей есть четкая грань.
По мнению Алибека Мажикенова, вопрос установления цен на еду и напитки больше касается чувства патриотизма самих предпринимателей.
Заместитель авиационного прокурора Алматы Николай Теннапомнил, что у акима города была конкретная просьба – «где-то как-то снизить цены на предоставляемые услуги и товары».
Предпринимательница Меруерт Аубакирова рассказала, что арендует участки в зоне VIP-прилета и в транзитной зоне.
Говорит, что работает безубыточно, а арендная плата в аэропорту на уровне цен в городе. Она тоже считает, что снижать цены предприниматели должны не из-под палки, а добровольно.
Не без гордости Меруерт рассказала, что в ее баре продается набор «сэндвич + кола» за 990 тенге. Лапшу быстрого приготовления («Биг Ланч») реализует за 800 тенге, а вот на воду из-за поставщиков цены пришлось поднять до 500 тенге за бутылочку 0,5 л.
Предпринимательница Любовь Инюшина владеет кофейней и тоже хвалится ценами. – У нас чашка кофе стоит от 300 до 400 тенге, мы его сами мелем и варим, – говорит Любовь. – Мы – хороший пример. Считаю, установление адекватных цен – это ответственность каждого предпринимателя. У нас рыночные отношения. Если кто-то из коллег не хочет поддерживать статус международного аэропорта, он может быть свободен – я уверена, найдутся тысячи желающих, которые захотят встать на его место и будут держать адекватные цены. В конце концов, давайте устроим тендер.
Присутствующие журналисты поначалу недоумевали, откуда у собравшихся предпринимателей такая солидарность. Под конец встречи стало понятно: на нее пришли представители только тех компаний, которые арендуют свои торговые площади у аэропорта. А к ним-то претензий по ценам и не было. Кстати, на встречу приглашали всех владельцев точек общепита в аэропорту. Но пришли далеко не все.
– Арендаторов у нас всего семь, – рассказала коммерческий директор аэропорта Аза Габараева. – Из них три занимаются установкой вендинговых аппаратов. На основании тех отзывов, которые я получала, цены у этих компаний абсолютно приемлемые. Но в аэропорту 3 тыс. квадратных метров площадей находятся в собственности.
Никто из руководства аэропорта не стал углубляться в эту тему. А зря. Как выяснил обозреватель Forbes.kz, самые лакомые и проходные участки аэропорта были проданы частным владельцам еще в 2004, когда новый терминал вводился в эксплуатацию. Это были времена мэрства Виктора Храпунова в Алматы. Если площадь всего терминала составляет около 24 тыс. кв. м, то частникам распродали 3 тыс. кв. м, то есть восьмую часть. И на этих «островках благополучия» сейчас работают дьюти-фри, магазины, обменники и т. д. А также бары и рестораны внутри и снаружи «стерильных» зон, цены в которых и возмущают казахстанцев. Руководство аэропорта уверяет, что никакого отношения к ним не имеет и не знает их владельцев.
Обозреватель Forbes.kz, пользуясь случаем, прошелся по тем заведениям, которые находятся перед «стерильной» зоной – там с ценами ничего не поменялось.
В заведении «Французский круассан», например, по просьбе продать самую дешевую еду была предложена не очень аппетитная на вид булочка за 900 тенге. «Но она вкусная, отвечаю!», – авторитетно заверила продавщица.
Обозреватель Forbes.kz попросил вылетающих пассажиров сфотографировать меню в заведениях в «стерильной зоне». Как выяснилось, несмотря на пристальное внимание общественности и акима Алматы к этой теме, цены остались прежними. Так, бутылка 0,5 л самого дешевого пива «Жигулевское» там стоит 1400 тенге, а все разливное – по 2 000 тенге. Большая шоколадка Mars по-прежнему обходится летающим сладкоежкам в 700 тенге, а Coca Cola 0,5 л – в 750 тенге. Курильщикам за пачку Kent или Marlboro придется отстегнуть 1000 тенге.
Для сравнения: в эти дни бутылка пива в аэропорту Храброво в Калининграде в пересчете на тенге стоит около 550 тенге. В терминале Пулково Санкт-Петербурга кружку разливного пива «Балтика 7» можно взять за 900 тенге, а самое дорогое бутылочное пиво Guinness – за 950 тенге. Столько же стоит добротный бургер. Да что Россия – в аэропорту Астаны кружку разливного «Карагандинского» можно найти за 500 тенге!
Впрочем, как заверила после окончания встречи замакима Турксибского района Айгуль Ахметова, в аэропорту Алматы еще должны поработать прокуратура и антимонопольное ведомство. (Forbes.kz/Пищепром Украины и мира)
--
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница