Россия: Развитие ярмарочной торговли как стимул развития сельхозпроизводства
Поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей является одним из основных направлений государственной аграрной политики. Задача по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве, поставленная главой государства, также неразрывно связанна с обеспечением сбыта отечественной сельхозпродукции и, прежде всего, без посредников, когда качественная фермерская продукция поступает напрямую потребителю.
--Свежие записи
В соответствии с Планом мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. была утверждена “Дорожная карта”, предусматривающая реализацию мероприятий по развитию многоформатной торговли, в первую очередь малых и средних форматов торговли, ярмарочной и рыночной торговли. Выполняя решения Дорожной карты, Минсельхоз организовал в рамках выставки “Продэкспо-2015″ круглый стол по наиболее актуальным вопросам развития ярмарочной торговли, а также предложил обсудить существующие трудности доступа отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на ярмарочные мероприятия с представителями профильных государственных структур, представителями АПК российских регионов, бизнес- и экспертного сообщества, отраслевых союзов.
“В настоящее время в торговом законодательстве, по нашему мнению, недостаточно проработаны эти вопросы, – отметил на круглом столе директор Департамента регулирования агропромышленного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Михаил Орлов. – Было бы уместно проработать соответствующие положения и в Законе о развитии сельского хозяйства, что позволило бы повысить эффективность реализации этого направления”.
Огромная работа по развитию ярмарочной торговли проводится субъектами Российской Федерации. “Однако мы видим, что сельскохозяйственный товаропроизводитель не имеет преференций, поддержки по сравнению с другими участниками рынка, а это помогло бы развитию торговли непосредственно от производителя”, – подчеркнул Михаил Орлов.
В России число сельскохозяйственных кооперативных рынков в 2014 г. выросло на 1,7% до 407, специализированных продовольственных ярмарок – на 9,5 % до 1787. Снижение количества ярмарок наблюдается в Южном и Северо-Западном федеральных округах. Однако требование времени – динамичное развитие этой сферы торговли. В сложившейся социально-экономической ситуации, а также с учетом наблюдающегося роста цен на продукцию первой необходимости, Минсельхоз считает актуальным создание необходимых условий для эффективной реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей, в том числе через розничные сельскохозяйственные рынки и ярмарки. Показателен, по мнению Михаила Орлова, опыт проведения ярмарки “Золотая осень” на ВДНХ, в которой приняли участие 300 производителей из 40 регионов страны.
Заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов отметил, что в Стратегии развития торговли на ближайшие годы ярмарочная торговля, как и малые форматы торговли, занимает очень большое место. “Это естественный канал сбыта для небольших и средних, прежде всего, для сельскохозяйственных производителей”.
Ярмарка – самостоятельный формат, который должен жить и развиваться наряду со всем и другими видами торговли, считает Никита Кузнецов. Её особенность в том, что множество продавцов предлагают однородные группы товаров на конкурентных условиях. В условиях необходимости импортозамещения развитие ярмарочной торговли – один из первых шагов, которые региональные власти могут предпринять. Ярмарка – самый низко затратный сегмент торговли, она позволяет вовлечь в оборот качественные и свежие продукты, произведенные недалеко от места продажи, важно, что деньги, заработанные на ярмарке, в основном, остаются в экономике регионе.
По мнению Минпромторга, необходимы профессиональные организаторы ярмарочной торговли – потребкооперации, ассоциации и союзы производителей и другие организации, способные вовлечь в ярмарочную торговлю мелких производителей. Создание и развитие такой профессиональной инфраструктуры организаторов ярмарок – очень важная задача, заявил представитель министерства.
Чтобы малые хозяйства могли организовать сбыт своей продукции, им необходима кооперация, подтвердил Министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. Сегодня в Московской области насчитывается 298 площадок для проведения ярмарочной торговли, которые могут работать 120 дней в году. На подмосковных ярмарках мелким фермерам и сельхозпроизводителям отдается не менее 10% мест и предоставляются необходимое оборудование и услуги для торговли, заверил министр.
Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Денис Косторной рассказал о проведении ярмарочных мероприятий в Москве. Он, в частности, сообщил, что в столице проводятся региональные ярмарки, ярмарки выходного дня, а также специализированные ярмарки – Золотая осень, ярмарка меда в Коломенском, пасхальная ярмарка и пр. На всех площадках города используется типовое оборудование для торговли, которое предоставляется на безвозмездной основе. С 2014 г. Москва перешла на электронную форму подачи заявок на участие в ярмарках.
Опытом организации сельскохозяйственных ярмарок поделились представители Санкт-Петербурга, Чеченской республики, Калужской, Ярославской, Кировской, Рязанской областей и других российских регионов.
Большое внимание участники круглого стола уделили вопросам качества продаваемой на ярмарках продукции и целому ряду других актуальных тем. В дискуссии приняли участие министры, председатели правительств, эксперты и специалисты из многих регионов России.
Подводя итоги встречи, Михаил Орлов отметил, что тема круглого с тола очень важна и требует дальнейшего обсуждения. “Нам необходимо работать над совершенствованием нормативно-правового регулирования, – сказал представитель Минсельхоза. – Нужен комплекс мероприятий, стимулирующих участие непосредственно сельхозпроизводителей в организации ярмарочной торговли. Это стало бы инструментом развития самого сельскохозяйственного производства и обеспечения безопасности и качества продукции. Необходимо развивать формы самоорганизации товаропроизводителей, которые нацелены продвижение продукции, организацию торговли”. Михаил Орлов выразил общее мнение, подытожив, что ярмарочная торговля – это эффективный инструмент импортозамещения. (ЗАО “Экспоцентр”/Пищепром Украины и мира)
--Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница