Казахстан: рынок продуктовых сетей
Вытеснение традиционных структур розницы активно развивающимся сетевым ритейлом — эта тенденция в соседней России наблюдается уже несколько лет, однако в Казахстане пока не приобрела ощутимого масштаба. В РК по-прежнему много населенных пунктов, где сетевой ритейл практически не представлен.
--Свежие записи
Если снова взглянуть на соседей, то там освоением небольших городов занимаются преимущественно дискаунтеры и магазины формата возле дома. В Казахстане такой формат сетевой торговли, как дискаунтеры, отсутствует. При этом стоит отметить, что крупнейшие сети России, «Магнит» и «Пятерочка», как дискаунтеры создали лидеров ритейла СНГ — группы «Магнит» и Х5. Андрей Калмыков, управляющий директор консалтинговой компании Trade Help, уверен: Казахстан очень ощутимо отстал от России в развитии сетевого ритейла. Однако этот рынок остается привлекательным для инвестиций, а неудачи первопроходцев из России в освоении, например, казахстанского food-ритейла дают хорошие шансы для развития местных сетей. Правда, успех их ждет, если они поспешат: россияне снова начинают активно исследовать вопрос вхождения на казахстанский рынок.
- Андрей Сергеевич, на какой стадии сейчас находится развитие розничного ритейла в Казахстане? Если сравнить, например, с Россией — насколько отстаем?
- Казахстан отстает, можно сказать, на 7-10 лет в развитии. В чем это выражается? Первое — в республике отсутствует ряд форматов сетевой торговли. У нас нет сильного сетевого формата «гипермаркет», за исключением двух магазинов Green и одного гипермаркета «Рамстор» в Алматы. В Казахстане нет формата дискаунтеров — таких, как российские «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Монетка», а это лидирующая группа российского ритейла. А сетей формата «Кеш энд кэрри» в России пять. Это, например, «Лента» — более 65 магазинов в этой сети, «Карусель» — около 80 магазинов, «Эссен» — 27 магазинов и т. д. Не говоря уже о развитии макрогипермаркетов «Ашан», Selgross С&С, Real (группа Metro С&C). Вторая причина отставания: Казахстан — слишком большая страна для развития сетевого ритейла. Возникают трудности с управлением. Открыть здесь сеть из 40 магазинов тяжело (хотя в России сеть в 40 магазинов является региональной, а магазинов «Магнит», к примеру, 6,5 тыс.). Управлять из Алматы магазином в Уральске или Актау трудно. Нужно делать ставку только на местного директора и местный персонал.
- То есть вопрос эффективного управления для казахстанского ритейла более актуален, чем какие-то остальные вопросы?
- Да, это правда. Эффективное управление торговой сетью более актуально, чем все остальные вопросы. У Magnum Cash & Carry была большая проблема, когда они открыли первый торговый комплекс в Караганде: в течение года не могли выйти на нормальные показатели окупаемости, и топ-менеджмент по две-три недели из четырех сидел в Караганде. Если вы посмотрите на общее развитие ритейла в Казахстане на сегодняшний день, то поймете, что сети по отношению к российским — небольшие. Сети магазинов в, допустим, fashion-ритейле в России доходят до 800 точек, а в РК эта же сеть российская будет присутствовать в количестве трех-пяти магазинов. Казахстанские сети, вне зависимости от товарного направления (за исключением электроники), меньше в 10 раз по отношению к аналогичным российским сетям.
- Но это же логично: население в Казахстане меньше, поэтому и сеть будет меньше?
- Нет, городов-то у нас достаточно — можно открывать магазин в каждом городе, управлять тяжело на расстоянии.
- Андрей Сергеевич, вот вы говорите, что самый трудный вопрос — это вопрос управления торговой сетью на удаленном расстоянии. Но Россия — тоже большая страна. Как там решают сети вопрос с управлением, местным персоналом?
- Во-первых — жесткая формализация стандартов и бизнес-процессов сети. Во-вторых — проактивное и четкое обучение на местах. В-третьих — систематическая реальная аттестация персонала. В-четвертых — подготовка управленцев с использованием опыта топ-менеджмента из Европы.
- В чем специфика казахстанского ритейла? Есть какие-то отличия от ритейла российского или, допустим, украинского?
- У нас слабый региональный ритейл. В России и Украине присутствуют два уровня торговых сетей. Первый уровень — это сети национального масштаба, и в Казахстане их на сегодняшний день очень мало, и второй — это сети регионального масштаба. Практически в каждом городе России и Украины есть мощная региональная сеть. К примеру, Томск. Там мощная сеть «Лама». Новосибирск — мощная сеть «Мария-Ра». При этом российский региональный ритейл — это от 20 до 200 магазинов. В нашем региональном ритейле — это от 2 до 5 магазинов.
- Что с точки зрения развития ожидает казахстанский ритейл в ближайшее время? Возможно развитие сетевого регионального ритейла?
- Региональный сетевой ритейл? Вряд ли. Слишком сильно повлиял на Казахстан крах четырех сетей — «Арзан», «Gross», «SM-маркет», «Аймар». Плюс были неуспешные заходы российского ритейла: «Вестер» заходил — провалился, «Пятерочка» заходила — провалилась… Они заходили через франчайзи, а оказалось, что через франчайзи нет сильной управленческой составляющей. В этом, возможно, и была проблема. Это первый фактор, который повлиял на то, что тяжело создавать региональный ритейл. Второй фактор — это присутствие большой доли продаж на открытых рынках. В Казахстане есть длинный период в году, когда покупателю комфортно в смысле погоды ходить на рынки. И в результате эти рынки занимают большую долю ритейла — не менее 60%, и победить их пока нет возможности. Этот фактор еще и объясняет тот момент, почему у нас нет формата дискаунтеров. А доля оптовых и контейнерных рынков велика потому, что в Казахстане не поддерживается индивидуальное предпринимательство. По сравнению с юрлицом обороты ИП больше на величину НДС — это значительная величина. И это индивидуальное предпринимательство в массе своей сосредоточено в торговле.
- Какие проблемы придется решать розничному ритейлу в этом году? Может быть, какие-то глобальные тенденции, которые заденут и нас?
- Смотрите, ритейл электроники и бытовой техники стабильно занял свою нишу, там нас ждет только развитие hi-end форматов, форматов для премиума. Если говорить о продуктовом ритейле, то на сегодняшний день проблем нет. Почему? Я объясню. Региональные сети не способны создать сильный ритейл в регионах — это факт. Второе: крупных национальных игроков — два (Magnum и «Рамстор»), а остальные только начинают свою игру. Поэтому на сегодняшний день, честно могу сказать, рынок Казахстана открыт для российского ритейла. Вот, к примеру, из Бийска может зайти сеть «Аникс» — в Уральск и Усть-Каменогорск. «Мария-Ра» из Новосибирска может прийти в Алматы. Казахстанские города открыты для российского ритейла, потому что мы на самом деле от них отстаем. Казахстанский ритейл, может быть, в смысле связей с местной властью сильнее, чем россияне, которые к нам придут, но в уровне профессионализма отстает.
- То есть нам уже пора начинать опасаться агрессивной экспансии россиян?
- Сейчас россияне к нам еще не идут. Это говорит о том, что Россия — страна настолько огромная, что им хватает места и в России. Пока не идут, и, я думаю, в 2014-2015 гг. рынок еще будет свободен от российского ритейла.
- То есть до 2015 г. можем развиваться самостоятельно?
- Да, это такие счастливые годы для развития казахстанского сетевого ритейла.
- Но получается, что уже через пару лет россияне свой рынок освоят настолько, что и Казахстан для них станет интересен?
- Если рассмотреть уровень доходов стран бывшего Советского Союза, то у нас на первом месте стоят прибалтийские страны, на втором месте — Россия, на третьем месте — Казахстан. Казахстан по доходам начинает подтягиваться к России, и вот эта подтяжка — она приведет к тому, что россияне захотят зайти сюда с food-ритейлом. У них первый заход не получился, они раньше времени зашли в очень большую страну с низкой плотностью населения. А вот российский fashion mass-market отлично себя чувствует в казахстанских торговых центрах и увеличивает количество торговых площадок. Это такие брэнды, как «Детский мир», «Спортмастер», Incity, «Твое», «Эконика» и т. д. Они вошли на рынок вовремя — и вошли уже в другую страну. Продуктовый ритейл в Казахстан вошел раньше лет на пять, и поэтому он проиграл. Поторопились. Поэтому теперь представители food-ретейла выжидают более стабильной ситуации.
- Но вторую попытку входа сделают все равно?
- Вторую попытку сделают обязательно. Они уже присматриваются. Сюда уже приезжала сеть «Дикси», Х5, исследования проводит бийская сеть «Аникс», и не только они. В Казахстан могут зайти дополнительно еще и международные сети, исследования проводит группа компаний Carrefour. MAF Group из Эмиратов уже была здесь, в Казахстане, и тоже проводила исследования, проявляя намерения по вхождению.
- Насколько выгодны сейчас инвестиции в ритейл и как долго окупаются, если сравнить, например, Казахстан, Россию и Украину?
- Первый сетевой ритейл в России, Казахстане и Украине окупался за два года. Сейчас инвестиционное плечо удлинилось, и построение сети окупается за 4-5 лет минимум. Инвестиции выгодны, food-ритейл всегда пользуется спросом, проигравших сетей в food-ритейле немного. Почти всегда это перепродажа с каким-то доходом, перепродажа собственником созданной им торговой сети всегда выгодна. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)
--
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
<< Главная страница