Пищепром Украины и мира: Россия: ЗАО «Гелиос» на сибирском рынке пива

18 апр. 2014 г.

Россия: ЗАО «Гелиос» на сибирском рынке пива

Директор Братского пивоваренного завода Владимир Смирнов отстаивает классическую рецептуру и технологию производства продукта.

--
Свежие записи

Когда бываешь в Иркутске и других городах области, на полках небольших магазинов сразу замечаешь коричневые продолговатые бутылки пива “Братское”. Марку редко увидишь в других регионах, и причина не только в географии. Дело в том, что Братский пивоваренный завод (ныне – ЗАО “Гелиос”), созданный в 1969 г., варит пиво по старой европейской технологии. “На протяжении многих веков пивовары всего мира руководствовались немецким Законом о чистоте пива 1516 г., который, в свою очередь, основывался на практике времен Древнего Египта. Это все та же технология варки пива, только из ячменя, хмеля и воды. “Заповеди чистоты” придерживались и в Советском Союзе. Все изменилось лет 25-30 назад, когда американцы придумали метод непрерывного брожения, позволяющий готовить пиво не за 30 дней, как “Жигулевское”, а всего за 12 дней. Вместо хмеля – экстракт хмеля, вместо солода – мальтозная патока, а еще ароматизаторы, стабилизаторы, консерванты. Я уж не говорю о пастеризации, которая убивает все полезные составляющие – такие, как витамины, микроэлементы и энзимы”, – рассказывает директор предприятия Владимир Смирнов. Все технологические нововведения в производстве он категорически отвергает. В итоге “Братское” живет недолго, а потому и продается в основном “с колес”, в родном регионе.

На заводе Смирнов с 1973 г. Тогда молодого, но уже опытного инженера переманили из Иркутска, где он работал начальником технического отдела винно-водочного комбината. Директором братского предприятия он стал в 1977 г. В то время завод выпускал 680 тыс. декалитров пива и 120 тыс. декалитров безалкогольных напитков. “В 1970-е годы мы прославились на всю страну тем, что первыми среди предприятий Советского Союза получили знак качества на марку “Жигулевское”. Без ложной скромности – выдающееся достижение. Несмотря на то, что 90% предприятий страны выпускали “Жигулевское”, знака качества на это пиво не имел никто”, – подчеркивает Смирнов. Видимо, особое отношение к качеству прижилось в нем с тех времен.

Пивзаводы в СССР создавались в каждом мало-мальски крупном городе – пенный напиток пользовался спросом. С тех пор многие предприятия почили в бозе или перешли под крыло международных холдингов. Сибирь, впрочем, богата на исключения – здесь работают, например, хакасский “Аян” (выпускает пиво “Абаканское” и безалкогольные напитки), “Томское пиво”, Барнаульский и Бочкаревский пивзаводы в Алтайском крае, ряд других компаний поменьше. И пивзавод в Братске. Сегодня “Гелиос” производит 1,5 млн. декалитров пива в год (хотя мощности позволяют выпускать 5 млн. декалитров). В линейке – два десятка наименований только пива, большинство из которых разработаны заводскими технологами. Примерно в полтора раза больше компания разливает безалкогольных напитков, включая лимонады, минеральную воду и квас. Причем вода берется из собственных скважин, часть из которых, как рассказал Смирнов, в 1990-е годы была обнаружена на территории самого завода. “Основные сложности сбыта – это работа с торговыми сетями. Мы присутствуем в них и в Красноярске, и в Иркутске, но, я считаю, недостаточно. У сетей чудовищные требования. Например, чтобы заработать 3 руб., нам нужно произвести 1 декалитр пива. За то, чтобы выставить бутылку пива в супермаркете, торговля требует с нас те же 3 руб. В таких условиях и живем. В Братске нас выручает собственная торговля – восемь небольших магазинов, созданных, как правило, на площадях выкупленных квартир”, – рассказывает генеральный директор.

Но в годы перестройки пивзавод в Братске вынужден был открывать новые направления бизнеса. Создали кондитерское производство, разливали вино и растительное масло, открыли хлебопекарню. Инвестиции в модернизацию удалось начать только к концу 1990-х. “За время существования завода мы произвели четыре серьезные реконструкции, призванные увеличить мощности производства, ассортимент и качество продукции. Самой масштабной стала последняя, которую провели с 1998 г. по 2005 г. Она коснулась фильтрационного отделения, цеха розлива пива, электрокотельного и компрессорного цехов. Смонтировали новый четырехпосудный варочный порядок чешского производства с дробильным отделением и вирпулом для охлаждения сусла. Производство стало компьютеризировано, по сути, человеческое вмешательство в технологический процесс сведено к нулю”, – говорит Владимир Смирнов. Только в те годы в модернизацию было вложено около $10 млн. Большая часть новых агрегатов из Европы, есть и китайская техника – качество чуть хуже, зато в 5 раз дешевле.

Но в будущее Смирнов смотрит без особого оптимизма. Развитие пивоваренной отрасли, сетует он, тормозят запретительные меры государства: запрет на рекламу, запрет на продажу пива в киосках, а также во всех торговых точках после 22 часов вечера. Прибыль “Гелиоса” из-за этого упала с десятков миллионов до сотен тысяч. “Почему-то государство признало пиво главным виновником в алкоголизации народа. Не водку, а именно пиво. Чем закончится такая политика для нашей отрасли, говорить не берусь. Но я уже три или четыре подобные борьбы пережил за годы своего руководства предприятием. Что это – кампанейщина? Вредительство? Я думаю, государство смотрит на то, какая отрасль лучше живет, и начинает ее давить. Такая уж политика”, – тяжело вздыхает руководитель с 34-летним управленческим стажем. Отдушину Смирнов нашел в сельскохозяйственном бизнесе – мясном и молочном животноводстве: “Сначала построили комплекс на 50 голов молочного стада, потом увеличили до 300 голов. На территории нашего братского производства построили молокозавод мощностью 1 т молока в час. Выпускаем все виды молочной продукции, включая масло. Фураж и овощи выращиваем на собственных полях – 1,5 тыс. га. Основной потребитель – коллектив предприятия. Отдельное мое хобби – свиноводство. Пускаем мясной цех по переработке мяса”. Каждый месяц на сельское хозяйство “Гелиос” выделяет 1 млн. руб. “Иначе не доведем задуманное до ума. Раз уж взялись, то нужно делать все как следует”, – объясняет Смирнов. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

 

--
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru