Пищепром Украины и мира: Россия: рынок органической продукции расширяется

29 дек. 2013 г.

Россия: рынок органической продукции расширяется

Рост рынка органик-продукции – общемировая тенденция, которая ведет к усилению контроля качества товаров и их соответствия требованиям органических стандартов. У сертифицированных производителей есть конкурентное преимущество при продаже продукции как на внутренних, так и на внешних рынках. Однако в отношении российских операторов это правило не действует: Россия еще находится на пути к выработке собственного стандарта, который примет или не примет мировое сообщество.

--
Свежие записи
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика

В числе ведущих программ органик-сертификации, принятых во всем мире, – европейская (EU 834/07), американская (NOP) и японская (JAS). Российские производители могут через посредников сертифицировать свою продукцию по одному из этих документов. По органическому стандарту ICEA (итальянского Института этической и органической сертификации) IACBs Equivalent EU Standard, гармонизированному с европейским, сертифицировано 14 производителей, из которых два работают на территории Северо-Западного региона. По данным НП “Экологический союз”, это фермы “Алеховщина” в Лодейнопольском районе и “Живое поле” в Кировском.

Почему в России так мало производителей, готовых работать в соответствии с органик-стандартами? Причин несколько. Прежде всего, требования достаточно строги, им тяжело соответствовать в условиях российской действительности, когда нет сформированного правового поля в этой области и единой системы сертификации.

Отсутствие государственной поддержки – также немаловажный фактор. К примеру, в странах ЕС сумма “органических” субсидий для растениеводства составляет 140 евро/1 га угодий в год. При этом финские производители отмечают, что подобных инвестиций едва хватает на успешное функционирование хозяйства. “30-40% наших денежных средств – внешние поступления, помощь ЕС. Однако, думаю, субсидии от ЕС будут постепенно сокращаться, а цены на мясо будут расти медленнее, чем затраты на поддержание хозяйства в рабочем состоянии. Моя задача – увеличивать продажу мяса в переработанном виде: цены на такую продукцию выше – соответственно, так будем повышать прибыль”, – делится прогнозами владелец фермы Busgord Маркус Волш. А в России производителям, желающим перейти на выпуск органической продукции, приходится рассчитывать на собственные инвестиции для внедрения новых методов. При этом они должны быть готовы к снижению урожайности и получаемых объемов продукции. Кроме того, в течение конверсионного периода изготовители не имеют права продавать продукцию как органическую и, как следствие, не могут устанавливать более высокую цену на нее.

Еще один негативный для рынка фактор – некомпетентность потребителя, который выбирает товар преимущественно по внешнему виду. Он недостаточно осведомлен о преимуществах и специфике органических продуктов. Органик-фермерам сложно конкурировать с традиционным сельским хозяйством: зачастую их продукция стоит дороже, но при этом имеет меньший срок хранения.

Далеко не все российские производители в полном объеме владеют информацией о требованиях органик-стандартов. Есть необходимость сделать понятнее процедуру прохождения сертификации, что в рамках программы Ecofood возможно благодаря ИT-приложению на сайте программы, где, кроме всего прочего, представлены органик-требования и схема сертификации. “Производителям должен быть понятен сам процесс подачи заявки и проведения аттестации. Они не должны ходить по разным инстанциям. При этом строгий контроль соответствия органик-стандартам никто отменять не собирается”, – поясняет вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Савощев.

Сейчас процедура сертификации состоит из нескольких этапов. Вначале подается заявка, после ее регистрации начинается отсчет конверсионного периода, то есть перехода от традиционного хозяйствования к органическому. Затем рассчитывается стоимость процедуры и согласовывается договор на сертификацию. После этого оператор представляет документы, в которых отображает все процессы, применяемые в производстве. На их основании проводится предварительная оценка, после чего в течение 90 дней стартует первая инспекция. Ее цель – досконально проверить соответствие процессов и средств производства продукции требованиям, установленным в органик-стандарте. Если в ходе аудита выявлены несоответствия, у оператора есть 15 дней, чтобы устранить мелкие недостатки, а для устранения существенных может быть выделено до трех месяцев. Далее начинает работу аттестационная комиссия, которая на основании полученных документов и отчета о первой инспекции дает разрешение на вступление оператора в систему контроля органа по сертификации. С этого момента оператор регистрируется в системе контроля и получает сертификат о том, что его методы ведения сельского хозяйства соответствуют требованиям, предъявляемым к органическому землепользованию (Сертификат соответствия производства). Документ выдается на 18 месяцев и продлевается в случае благополучного прохождения ежегодной инспекции.

Несмотря на все сложности, специалисты отмечают увеличение интереса производителей к органик-сертификации. Спрос на органическую продукцию также стабильно растет. Во многом это послужило толчком к пуску приграничной российско-финской программы ECOFOOD (ENPI), основной задачей которой стало создание экспертами НП “Экологический союз” стандарта “Листок жизни. Органик”.

Стандарт устанавливает принципы органического производства, способы подготовки и обработки, хранения, транспортировки и маркировки продукции, а также ее размещения на рынке. Документ разработан в соответствии с положениями Кодекса Алиментариус “Органические пищевые продукты”, учитывает требования европейских директив 834/2007 и 889/2008, финского стандарта органического производства Luomu и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. Также учтены российские особенности и уровень развития органического земледелия. Это первый в России стандарт, основанный на международных требованиях и учитывающий отечественные реалии.

С 16 октября 2013 г. стандарт находится на общественном обсуждении. Эксперты оценят научную обоснованность требований будущего документа, их полноту и адекватность по отношению к уровню развития сельского хозяйства в России. После публичной оценки и утверждения финальной версии стандарта запланирована процедура его международного признания Министерством сельского хозяйства Финляндии и органами по аккредитации Европейского союза.

Первые сертификаты, скорее всего, появятся весной 2014 г. – заявки принимаются уже сейчас. Пройти процедуру могут как малые, так и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также фермеры и предприятия по переработке сельхозпродукции.

Для тех, кто рассчитывает на импорт продукции в Суоми и другие страны, прохождение органик-сертификации – принципиальный вопрос. Как отмечает руководитель проекта органик-сертификации НП “Экологический союз” Марина Полтавцева, “сертифицируются те производители, которые уже поняли преимущества органического продукта, имеющего маркировку, и готовы к внедрению новых методов производства. Главными мотивами для них становятся сугубо бизнес-цели – приобрести новые конкурентные преимущества для продукции и, например, выйти в премиальный сегмент или начать экспорт на международные рынки”.

В первую очередь речь идет о выходе на рынок Финляндии. Эксперт ассоциации органического сельского хозяйства Luomuliitto Микко Рахтола заверяет, что финский рынок заинтересован в “типично русских” продуктах, которые не производятся в их стране. “Гречиха, пельмени – можно выделить целую группу товаров, которые мы могли бы получать из России. Однако пока сложно говорить о торговых отношениях в сфере органической продукции. России необходим признанный органик-сертификат. Это повысит доверие к производителям”, – отмечает он.

Именно поэтому одна из главных задач создателей стандарта “Листок жизни. Органик” – формирование единого рынка органических продуктов питания между Северо-Западом России и Юго-Восточной Финляндией. Сейчас ведется работа, цель которой – добиться признания стандарта на финской территории. В рамках семинара “Экофуд”, прошедшего 2 октября 2013 г. в Хельсинки, достигнута договоренность об оценке стандарта финским агентством продовольственной безопасности EVIRA. Признание стандарта в Финляндии поможет поставлять сертифицированную продукцию российских производителей, в первую очередь СЗФО, на финский рынок.

Эксперты сходятся во мнении, что спрос на органические продукты в Суоми намного превышает предложение. “Сейчас объем органической продукции составляет всего несколько процентов всех финских товаров”, – сообщает Марья-Риита Коттила из организации Pro Luomu ry. Соответственно, у российских органик-производителей хорошие перспективы для выхода на рынок Финляндии. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

 

--
Свежие записи
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru