Пищепром Украины и мира: Украинские пчеловоды накормят Европу

20 сент. 2013 г.

Украинские пчеловоды накормят Европу

Потеряв практически полностью внешний рынок по сахару, наша страна всего за несколько лет сумела вырваться на первые позиции по поставкам за рубеж продукции пчеловодства. Причем если до 2010 г. основные объемы экспорта приходились на Россию, то в 2011-2013 гг. главным потребителем сладкого продукта стала Германия (туда идет порядка 40%). Среди других государств, удельный вес которых в экспорте отечественного меда колеблется в пределах 2-7%, – Польша, Словакия, Чехия, США, Россия и Беларусь. Сегодня Украина уверенно чувствует себя в тройке мировых лидеров по производству меда, с большим отрывом опередив все европейские страны и потеснив при этом Турцию и США. По словам директора компании Agri Event Анатолия Циркуна, экспорт меда в течение последних трех лет вырос вдвое – с 7 до 13 тыс. т.

--
Свежие записи
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика

Нынешний сезон ожидается не менее продуктивным. “По результатам первого полугодия экспортировано 7,9 тыс. т, в целом по итогам года будет вывезено не менее 20 тыс. т”, – отмечает эксперт. Такой стремительный рост обусловлен еще и глобальными процессами – в Европе и США пчелы массово вымирают. Чтобы предотвратить дальнейшую гибель этих насекомых, Европарламент недавно принял решение о запрете применения пестицидов и других ядохимикатов, вредящих пчелам. В то же время благодаря регулярной экономии отечественных аграриев на удобрениях и средствах защиты растений в Украине пчелиные семьи не уничтожаются, а размножаются.

По информации аналитиков, общее предложение меда на внутреннем рынке сегодня превышает 70 тыс. т. Это на 50% больше, чем в начале тысячелетия. Возрождение отрасли пчеловодства в Украине эксперты связывают, с одной стороны, с любовью к пчелам экс-президента Виктора Ющенко, во время правления которого страстью к пасеке заразились многие соотечественники – сегодня из 600 тыс. пасечников более 90% занимаются пчеловодством “в свое удовольствие”, не выставляя мед на продажу. С другой стороны, у происходящего есть более прозаическая причина: с помощью ульев агропроизводители пытаются диверсифицировать собственное производство в пользу узкоспециализированных нишевых продуктов. Однако, как признаются профессиональные пасечники, несмотря на все усилия, заработать сверхприбыли на трудолюбивых пчелках не удается.

По словам пчеловода Игоря Антоненко, сегодня наблюдается кризис со сбытом меда. “Меда у пасечников много, из-за чего его трудно реализовать оптом даже по заниженным ценам”, – говорит он. При средних розничных ценах на мед на уровне 65-80 грн./кг оптовики предлагают пасечникам не больше 35-40 грн./кг. Однако с начала осени активность этих покупателей снизилась. “Посредники выжидают, когда пчеловоды станут более сговорчивыми и сбросят цену до 25-27 грн./кг”, – считает пасечник Николай Курилюк. Он напомнил, что аналогичная ситуация была на рынке меда и в прошлом, и в позапрошлом году.

Позиция перекупщиков понятна – в странах Евросоюза этот продукт стоит от $4000/т. Ведь в мире основной заработок пчеловодам приносит опыление растений, доход от которого в десять раз превышает доходы непосредственно от реализации меда и других продуктов пчеловодства (мумие, маточного молочка, прополиса). Опыление посредством пчелиных семей – самый натуральный, естественный и безопасный способ повышения урожайности сельхозкультур (на 5-50%). По оценкам экспертов, на одной пчелиной семье в Украине за период цветения можно заработать $10-20 (на сформированном западном рынке – до $150). Но дотянуться до мирового уровня организации производства нашим медовым хозяйствам мешают ментальные установки индивидуалиста, преодолевать которые пока никто не собирается. Альтернативным выходом из сложившейся ситуации пасечники называют активизацию потребления и продажи меда на внутреннем рынке. К примеру, пасечники регулярно выезжают на сельскохозяйственные ярмарки в разные города. Однако такой канал, как торговые сети, до сих пор остается закрытым для большинства пчеловодов: оплачивать ретейлерам “плату за вход” и “маркетинговые услуги” они не готовы. В то же время популярная в Европе философия “здорового образа жизни и здорового питания” продолжает набирать обороты. И если прогнозы экспертов оправдаются, Украина по итогам 2013 г. займет около 7% всего мирового рынка меда. (Дело/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)

--
Свежие записи
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru